Когда читаешь о жизни святых, то кажется, что никогда не сможешь стать такими же. Мало кто из современных христиан может уйти в пустыню и, вкушая пищу раз в день, непрерывно приносить молитву Богу. А если еще вспомнить о своих грехах, то легко впасть в глубокое уныние от своего «несовершенства». Однако милостивый Господь может обратить к себе сердце любого грешника.
Мариино стояние
В пятую неделю Великого поста для ободрения верующих Святая Церковь вспоминает житие преподобной Марии Египетской. История Марии похожа на сказку и очень любима у русского народа. Она затрагивает все струны души и напоминает о безмерной милости Божией к раскаявшемуся грешнику. Мария - единственная святая, чье житие читается полностью во время богослужения. Посвященная ей служба - «стояние Марии Египетской» - проходит в среду вечером во всех православных храмах.
Мария родилась в Египте. В двенадцать лет сбежала от родителей и неудержимо влеклась к мужчинам. Со слов старца Зосимы, записавшего ее житие, она семнадцать лет предавалась греху блуда. Нравы того времени мало отличались от современных. Как замечает святой праведный Иоанн Кронштадтский, что можно ожидать от «нашего народа, хотя верующего и доброго, но необразованного, подчас суеверного, разгульного, неосторожного, часто недальновидного, свободного, еще не научившегося понимать и ценить дар истинной свободы». Разве мало и в наше время таких «Марий», которые являются рабами блудной страсти и не понимают этой бездны греха?
Блуд не грех?
Блуд сегодня, к сожалению, многие люди не считают грехом. Получив в обществе наименование «гражданский брак» он ломает судьбы и служит прикрытием для сожительства в поисках земного счастья. Если бы Мария жила в наше время, мы могли бы назвать ее женщиной легкого поведения и поместили бы ее фотографию на глянец. Но если говорить честно, это блуд и разврат. «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым… ибо знайте, что никакой блудник или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 3-5).
Часто думают, что сейчас можно развлекаться и жить в свое удовольствие, а в церковь пойти «когда-нибудь потом». Но справедливо ли это: цветущую молодость, силы и здоровье посвятить разврату, а немощную старость отдать Богу? И сможет ли тогда покаяться человек, который всю жизнь не вспоминал о духовном. Даже если допустить, что такая бабушка придет на исповедь, то, скорее всего, скажет: «грехов батюшка у меня нет, жизнь была тяжелая, так что я «святая».
Странное препятствие
Также бездумно проводила свою молодость и преподобная Мария, пока ее судьбу не изменил один случай. Однажды летом она заметила большую толпу мужчин, ливийцев и египтян. Они спешили к морю на корабль, плывущий в Иерусалим. Группа паломников отправлялась на Святую Землю, потому что через несколько дней должен был наступить праздник Честного Воздвижения Креста Господня.
Увидев красивых и привлекательных мужчин, Мария села без билета на корабль и предалась разврату. «Как море стерпело мое распутство, как земля не разверзла свои недра и заживо не поглотила меня, уловившую в свои сети столько душ. Бог, я думаю, хотел моего раскаяния, ибо Он хочет не смерти грешника, но, по великодушию Своему, ждет его обращения» - говорила сама св.Мария в беседе со старцем Зосимой.
Добравшись до Иерусалима, Мария из любопытства пошла вместе со всеми в церковь. Однако когда женщина была уже на пороге, в храм ее не пустила невидимая сила. Четыре раза пыталась она, расталкивая соседей локтями, зайти внутрь, но сделать это так и не смогла! Это препятствие было более чем странным, ведь все паломники легко и свободно проходили к кресту. И тогда для Марии открылась причина: мерзость содеянных дел закрывала ей доступ в храм.
Молитва грешницы
Мария начала плакать и тут увидела над собою икону Пресвятой Богородицы. «Дева Владычица, родившая во плоти Бога-Слово! Знаю, что недостойна я, столь запятнанная грехом, взирать на пресвятой Твой образ. Ибо твоя чистота должна по справедливости ненавидеть меня и отвращаться от моего распутства. Но поскольку, как я слышала, Бог, рожденный Тобой, для того и воплотился в человека, чтобы призвать грешников и к покаянию, заступись за одинокую и ни в ком не имеющую опоры, сделай, чтобы и мне было дозволено войти в храм. Стань моей Поручительницей в том, что никогда более не оскверню мою плоть постыдным соитием, но, когда взгляну на Крестное Древо Сына Твоего, тотчас отвергнусь мира и всего мирского и тотчас уйду, куда Ты, Поручительница моего спасения, прикажешь мне и куда поведешь меня» - взмолилась Мария. Слезное и идущее из глубины души покаяние Марии Египетской было услышано Богом: после молитвы она с легкостью зашла внутрь храма.
Что делать, чтобы получить прощение
Слушающим эту историю может показаться, что покаяние означает только сожаление о поступке, но это не так. Чтобы грех был прощен, мало сказать об этом на исповеди, а потом поступить точно также и даже хуже. Напротив, человеку необходимо переменить жизнь, что мы и видим в судьбе Марии.
47 лет после выхода их храма она провела в пустыне. 17 лет из них сражалась со страстями пьянства, праздности, блуда. Ей хотелось вкушать мяса, пить вино, услаждаться общением с мужчинами и петь развратные песни. Однако помня данный Пресвятой Богородице обет, она плакала и усердно молилась. Подвиги поста, молитвы, причащение Святых Христовых Тайн сделали Марию преподобной, святой и равноангельною. Все ее грехи очистила Благодать Божия.
Святой старец Зосима, живший в строгом монастыре, в глубине души считал себя праведным. Но промыслом Божиим он встретил истинную святость в пустыне, и удивлению его не было предела. Бывшая раскаявшаяся блудница Мария во время молитвы поднималась над землей, ходила по воде, наизусть знала Священное Писание, не умея даже читать, и рассуждала как ученый богослов. При этом она постоянно плакала о содеянных больше полувека назад грехах.
Воспоминание жизни преподобной Марии Египетской – это урок, который дает нам Святая Церковь. Нет такого греха, который бы при сердечном покаянии не простило бы милосердие Божие. Даже самый отъявленный грешник может изменить свою жизнь и начать жить по заповедям Господним. Презрев дела плотские необходимо подумать и о душе бессмертной, пока еще дано нам время.