По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

[05.12.2021] Беседа с протоиереем Александром Новопашином и главной героиней фильма Анастасией Новопашиной о фильме "Рядом с нами"

В воскресенье 17 октября состоялась встреча клуба “Благовест” на которой был организован просмотр художественного фильма протоиерея Александра Новопашина «Рядом с нами». Этот фильм был снят на основании материалов, собранных за все годы работы информационно-консультационного центра по вопросам сектантства, работающего при Соборе Александра Невского г. Новосибирска. Фильм «Рядом с нами» выполнен в жанре социальной драмы и затрагивает злободневные проблемы: распространение сект, терроризм, национализм, конфликт поколений и ксенофобию. 

Ребята с замиранием сердца следили за развитием сюжета фильма. Ну а после просмотра на беседу за чашкой чая к нам присоединились режиссер и автор сценария данного фильма, настоятель Собора во имя святого благоверного великого князя Александра Невского, руководитель ИКЦ по вопросам сектантства митрофорный протоиерей Александр Новопашин и его дочь Анастасия Новопашина, сыгравшая роль главной героини этого фильма.

 

В течении двух часов в теплой обстановке ребята беседовали с отцом Александром и Анастасией.

Отец Александр, что означает название фильма «Рядом с нами»? Кто эти люди, которые находятся «рядом с нами», это те, кто оказался в эпицентре взрыва в одном из эпизодов, или те, проблемы которых мы не замечаем?

Это все, что происходит рядом с нами, все, за что мы несем ответственность в данный момент и за все, что будет после нас. Это те люди, которых мы не замечаем, те проблемы, те беды, которым подвергаются эти несчастные люди. Вот, смотрите, в этом фильме же есть линия девочки, которая из трудной семьи и которая оказалась в трудной жизненной ситуации, а потом в стрессовой ситуации подверглась вербовке.

И опасность рядом с нами, и люди страдающие рядом с нами, которым мы, по идее, как христиане, и как хотя бы добрые граждане своего Отечества, должны подставить плечо, но холодность, равнодушность, черствость, которая тоже в нас есть, тоже от нас исходит, и она тоже рядом с нами, создают определенные проблемы, которые в комплексе приводят к различным вот таким в лучшем случае неприятностям, а в худшем - трагедиям.

То есть это многоликое «рядом с нами». Ну а в известном смысле вы совершенно правы, потому что сам сюжет фильма родился при работе с проблемами сектантства, с людьми пострадавшими от сект и террористических организаций.

Все это рядом с нами, все то, что мы привыкли не замечать, и наша «страусиная позиция» по отношению к этим проблемам их усугубляет. Вроде бы и глаза закрыли, и уши заткнули, пытаемся не замечать, но сама ведь проблема не исчезнет, не рассосется от этого еще очень долгое время.

Сама эта проблема, связанная с терроризмом, сектами, социальными нестроениями сопровождает все человечество на протяжении всего его существования. Ну а в кризисные моменты для страны она еще больше усугубляется, усиливается. Этому тоже есть причина - и страны-противники, и  люди недалекие, готовые идти стройными рядами под звуки барабанной дроби хоть за кем или за чем угодно…

 

Отец Александр, как сделать так в нашем обществе, чтобы люди были внимательны к проблемам ближнего?

Без духовно-нравственного воспитания в нашем обществе это невозможно! Необходимо создание духовно-нравственного стержня в душе каждого человека, прежде всего с детского и подросткового возраста – вот это тот иммунитет, который позволит хоть как-то изменить ситуацию в нашей стране. Конечно, этому оказывается сильнейшее сопротивление.

Ну, вот все ждут от Владимира Владимировича Путина, что он решит все проблемы. Но один человек их никогда не решит, все решается комплексом. Я всегда задаю себе вопрос: «Что я сделал для спасения Отечества?». Если я не участвую в спасении страны, то спасти ее будет невозможно. Спасение Отечества начинается лично с тебя, с твоей позиции, с твоего осознания собственного «Я», своего места в этой стране и, безусловно, деятельного участия в защите, укреплении, возрождении своего Отечества. Только так и никак иначе! Далее нужно создавать крепкие христианские семьи. Семья - это ячейка общества, с которой начинается укрепление государства.

Все нужно начинать с себя, а мы часто ждем, что это какие-то политики решат, депутаты и прочие…

 

А если создавать штабы, культурные центры, которые помогали бы ребятам, различные спортивные секции? У нас в стране мало культурных сотрудников, которые бы занимались культурно-нравственным воспитанием.

Можно. Вот в свое время я еще застал драматические творческие коллективы и сам принимал в них участие. Были народные театры, были драмкружки… Это тоже была возможность не в силу своих профессиональных обязанностей, а в силу именно своих личных возможностей заниматься творчеством и нести культуру в массы. Но и сейчас ведь есть всякие патриотические клубы.

Но опять же здесь все зависит от нашей личной позиции, от нашей активности. За нас это никто не сделает. И если есть возможность, если есть единомышленники, если есть поддержка, например священников или людей, которые могут сплотить людей вокруг себя и вокруг этого коллектива, надо делать. Все прекрасно!

У нас в церкви немало приходов, которые занимаются разными формами социальной деятельности, и алкоголиками, и наркоманами, бездомными, заброшенными детьми, сиротами, матерями-одиночками. Просветительская деятельность – задача каждого священника. В епархии есть миссионерский отдел, который всем этим занимается.

 Но он ни один должен этим заниматься!

Он занимается масштабными проектами и координирует все действия. Но вместе с тем не нужно думать, что если я не сотрудник миссионерского отдела, то я не должен этим заниматься. Каждый мирянин - он тоже миссионер. Но пусть он не обладает талантом проповеди, убеждения, красноречивого опыта, харизматичности, но он может своим скромным, молитвенным образом жизни проповедовать Христа распятого. Ведь каждый христианин несет пред Богом ответ! Почему я вот в самом начале нашего разговора сказал, что мы несем ответственность пред Богом не только за то, что сейчас, но и за то, что будет после нас. Либо я иду этим путем, либо не иду! И на кого мне роптать, как только на самого себя. Мы будем отвечать пред Богом за ту территорию, которая нам вверена - наш дом, наша семья, наш город, наша страна. Все в наших руках!

Отец Александр напомнил нам о силе молитвы каждого из нас. Хотя бы молитвой мы должны участвовать в деле спасения каждого из нас.

 

О. Александр, где показывали Ваш фильм? Он шел в прокате? Предлагается ли он для просмотра на молодежных собраниях?

Он уже который год идет по Спасу. Также его показывают и региональные телеканалы.

Это фильм-приглашение для разговора. С этим фильмом мы проехали от Калининграда до Чукотки. Уже два раза я был на Чукотке, на Сахалине, в Петропавловске-Камчатском. Везде этот фильм показывали, несколько раз городские показы были. Полные залы городских кинотеатров. После просмотров часа по два обсуждали.

Когда был показ в Екатеринбурге, люди сидели на ступеньках и в проходах, т.к. не хватало мест для всех желающих посмотреть фильм.

И, самое интересное, пришло много мусульман, и имамы пришли. И они много вопросов задавали, они очень благодарили.

 

А какие вопросы они задавали? В фильме было мельком показано про мусульман.

Они благодарили, что на них не поставили клеймо в этом фильме. Потому что всегда нужно разделять представителей традиционного Ислама с представителями радикальных исламистских сект. Эти радикалы убивают людей.

Я знаю многих верховных муфтиев и имамов, знаком и с верховным муфтием России и традиционными исламскими богословами. И они в один голос говорят, что Ислам не призывает убивать людей, а это преступники, насильники, садисты, их даже мусульманами нельзя назвать. И это не позерство, а действительно их позиция.

Вот с нашим муфтием Новосибирской области Салимом Накиповичем Шакирзяном мы регулярно встречаемся со студентами в ВУЗах, школах, в различных ССУЗах, и специальных учебных заведениях, с обычной аудиторией и диаспорами – кавказской, узбекской, дагестанской и прочими. Я рассказываю молодежи о том, как их могут вербовать, как ими могут манипулировать, как их могут использовать, как быть осторожным, как не попасть в эти секты или экстремистские организации и т.д. Но потом в разговор вступает верховный муфтий и говорит, что не может называться мусульманином тот, кто идет за этими зверствами и оправдывает их. И это как раз дает возможность исполнить заповедь Христа: “Блаженны миротворцы, ибо те сынами божьими нарекутся”. Ибо сейчас многие силы хотели бы столкнуть христианский и мусульманский мир. Мы видим, как это старательно продолжается. А ведь религиозные войны не заканчиваются никогда. Здесь очень важно не допустить столкновений на религиозной почве!

Российская империя никогда их не знала. У нас всегда была веротерпимость, было уважение к религиозным взглядам другого человека. Меня часто приглашают на различные международные исламские конференции, где я делаю доклад на тему мирного сосуществования христианства и ислама с самого его возникновения до наших дней, рассказываю про различные исторические этапы взаимоотношений мусульман и христиан. И, когда проходишь все эти исторические этапы, действительно видишь, что никто не возбуждал войны по религиозным мотивам. По крайней мере, от этого воздерживались на территории нашего Отечества. Это была очень мудрая политика царствующего дома. И вообще нашего государства.

Православие действительно с любовью относится ко всем без исключения. Это действительно очень важно показать, что у нас долгая история мирного сосуществования и нет причины резать глотки, главная задача - погасить недовольства, которое определенные люди разжигают. Тем более, что с точки зрения Ислама мы не являемся кафирами, т.е. неверными. Мы люди Писания. Это сказано в Коране. Мухаммед говорил: «Ты увидишь, что ближе всего к нам те, которые называют себя христианами…» Но, к сожалению, есть вербовщики этих сект, которые вырывают цитаты из Корана и жонглируют этими текстами, выстраивая их так, как им выгодно, чтобы затащить человека в секту и показать, что нужно делать.

И вот в этом смысле мусульмане, посмотрев фильм, сказали, что вы очень корректно подали материал в фильме по данной проблеме. В фильме есть отсылки на вербовщиков в исламистские секты. Там есть такие имена как Джохар, но прямо не сказано, кто это такие…

 

Присутствующие задавали вопросы также Анастасие Новопашиной, сыгравшей роль главной героини фильма.

 

Анастасия, как Вы решились на сьемки в данном фильме? У Вас есть актерское образование?

На момент сьемок я училась в Новосибирском театральном институте. Я решилась сниматься, во-первых, потому что это было очень интересным опытом, а во-вторых, это было моей целью, ведь я шла в институт, чтобы этим заниматься, а тут такая возможность. Тем более у меня уже был небольшой опыт сьемок в фильме «Меня это не касается» (2013 года выпуска).

После второго курса театрального института (в силу ряда причин) я перешла  в педагогический университет учиться на менеджера социально-культурных программ, продюсера культурно-досуговой деятельности. И получила диплом по данной специальности.

 

А планируете ли Вы дальше сниматься?

Нет, т.к. я нашла себя в другой профессии.

 

Как Вы решились на поцелуй в одном из кадров этого фильма?

Это папа придумал. Он дал задание своим коллегам по сьемочной площадке снять эту сцену, а сам спрятался в кусты…

 

Правда, что главная героиня фильма погибает в конце, попав под колеса автобуса?

Да.

«Это у моего папы интерес такой убивать меня в каждом фильме. В фильме «Меня это не касается» главная героиня также погибает (от передозировки наркотиками)» - в шутку подметила Анастасия.

 

Где проходили сьемки данного фильма?

Екатеринбург, Новосибирск.

 

Отец Александр, а набережная такая красивая у вас в кадре, это где?

Это как раз в Екатеринбурге, набережная Верх-Исетского пруда. У нас в Новосибирске нет таких прекрасных видов, вот я и подумал провести съемки здесь. И потом это моя родина - Урал.

Приехали мы в Екатеринбург, вышли на эту набережную, начали съемки. Нам показалось, что картинка в кадре какая-то мертвая, надо чем-то разнообразить. Я сказал, что пусть это будет городской праздник и военно-духовой оркестр проходит. Все это естественно решалось через Москву. У меня был телефон заместителя министра внутренних дел, так как заказчиком сьемок этого фильма было МВД. Я позвонил туда и сказал, что нужен военно-духовой оркестр, нужно показать, что все ликует и радуется, а тем временем в городе готовится злодеяние. Мне ответили: «Сейчас пришлем». И через два часа уже был оркестр из военного округа.

 Отец Александр рассказал ребятам, что фильм «Рядом с нами» снимался на благотворительные средства. Актеры не получали гонорары за сьемки, но нужно было оплатить билеты на самолет, проживание в гостиницах, питание. Деньги приходилось собирать по копейке у разных организаций.

В фильме снимались некоторые прихожане и сотрудники Собора Александра Невского. Ребята узнали некоторых из них.

 

Отец Александр, расскажите о себе?

Верующим я был с детства. Однако священнослужителем я и не собирался быть. До армии я вообще хотел стать актером. Я играл в драмкружке, потом меня пригласили играть на сцене свердловского драматического театра. Мы боролись за звание народного театра. Потом меня, слава Богу, призвали в армию, а там у меня созрело решение стать священником (из-за определенных событий во время службы).

Все с Божьей помощью. Все препятствия преодолевал с молитвой.

Служил я в Новосибирске на Первомайке. И как-то один раз, уйдя в увольнение, я доехал до Автовокзала и увидел здание Собора Александра Невского, бывшего тогда кинокопировальной студией. Я искренно попереживал: «Какой, наверное, был красивый Храм. Как жаль, что он сейчас в таком запустении» (Здание было изуродовано, переделано под студию). И вот мне Господь и дал его восстановить. Наверное, из-за того, что я искренно тогда попереживал о судьбе этого здания.

Был я иподиаконом, а потом и диаконом у митрополита Гедеона (Докукина) в Вознесенском соборе. Потом меня рукоположили в сан священника и отправили служить настоятелем Покровского храма в г. Барнаул, открывал потом я и приход в Ново-Алтайске. Потом перевели настоятелем в наш Собор.

 

Если я общаюсь с подругой и у меня есть подозрение, что она в секте, могу ли я помочь ей?

Попробуйте поговорить с ней. Если она не слышит вас, здесь поможет только молитва. Помолитесь за нее, чтобы Господь вразумил ее и направил на истинный путь. В секте, как правило, люди не остаются надолго. Они там, пока они могут что-то дать секте, а потом уже их оттуда выгоняют.

С такими людьми должны беседовать профессионалы. Отправьте ее к священнику, спросив: «Ты бы не хотела подойти к священнику и спасти ему душу?»

 

Можно ли подавать записки в храм за человека, который состоит в секте?

Если он крещен в Православии, то тогда можно.

 

Отец Александр рассказал, что за все годы работы ИКЦ по вопросам сектантства накопилось столько материала, что излагать его посредством пера в статьях и газетных публикациях не было смысла, нужно было создать визуальную картину всего происходящего в сектах, снять фильм.

Все, что происходит в фильме, все диалоги, все тексты, проповеди главного Учителя секты – все это прямая речь реальных разговоров, реальных проповедей, вербовочных действий, которые происходили в той или иной секте. Безусловно, это собирательный образ. Но, тем не менее, именно так происходит, именно так говорят…

«Иногда возникает вопрос: «А как в эту чушь, как в эту ахинею можно поверить?» Верят, и еще как верят! За все время существования ИКЦ по вопросам сектантства к нам обратилось за помощью около 8 тысяч человек, и каждый из них говорил, что я ни за что не мог представить себе, что когда-то поверю словам вербовщиков сект, в эту ложь, которую они говорят…» Но ведь еще знаменитый нацистский политик Йозеф Геббельс говорил: “Чем чудовищнее ложь, тем люди охотнее в нее верят”.  Руководители сект очень хорошо умеют манипулировать сознанием людей.

Отец Александр рассказал о деятельности таких популярных сегодня сект как «Граждане СССР» и «АллатРа» и о том, как не попасться в их сети.

 

 А как сектантам удается заманить человека в свою ловушку?

Человек должен находиться в том состоянии, которое соответствовало бы интересам вербовщиков. В стрессовой ситуации, кризисной ситуации, когда критическая планка у человека понижена, когда он бывает не в состоянии рассуждать, когда он нуждается остро в помощи, вербовщик требует сиюминутно принять решение. Тут целый комплекс предложений сразу вываливается на тебя, и ты в определенном морально-нравственном, духовном состоянии должен находиться, чтобы тебя можно было подцепить. Сектантская наживка должна соответствовать внутреннему духовно-нравственному и психическому состоянию человека, тогда она срабатывает.

Самое главное для сектантского вербовщика затащить вас в свои ряды до того, как вы что-нибудь узнали об этой организации, то настоящее, что они из себя представляют. Поэтому, когда вам предлагают сразу принять решение, много, да еще и бесплатно, то тут стоит насторожиться. Нужно больше узнать об этой организации, поговорить с разными людьми об этом и пр.

 

Какие еще техники могут использовать сектанты, чтобы заставить человека поверить их словам?

В редких случаях нейролингвистическое программирование.

 

Отец Александр, а как государство относиться к сектам? Возможно ли их закрыть?

Секты у нас официально не регистрируются, закрыть их достаточно сложно. Закрыть их можно только на основании показаний пострадавших от деятельности этой секты. Но пока человек в секте, он никогда заявление не пишет. Даже те люди, которые выходят из секты, не рискуют в дальнейшем писать заявление – бояться расправы, пытаются забыть о прошлом, связанном с сектой.

Зачастую в сектах процветает коррупция, отмываются большие деньги, которые они предлагают на откуп властям.

Но наше государство все же какие-то робкие шаги начало делать. Вот у нас официально запрещена деятельность секты «Свидетели Иеговы», в конце сентября вышло решение Генеральной прокуратуры о признании нежелательными некоторых саентологических организаций, движение «Новое поколение» признано нежелательным.

Некоторые шаги делаются, но они недостаточны, и в этом отношении очень непросто все делать. США лоббируют интересы сект. В 2020 году ими создан международный альянс религиозной свободы, в который вошли все страны-недруги России, цель которых защищать интересы сект и экстремистских организаций, действующих на территории России. Если мы начинаем ущемлять права сект, то они тут же вводят нам санкции.

На сегодня секты - это основной политический инструмент. Если что-то и запрещать, то очень выверенными шагами,  точечно и аккуратно, чтобы не давать повода противникам нашего Отечества манипулировать вот этой вот ограниченной религиозной свободой.

 

Сейчас во время распространения коронавирусной инфекции в социальных сетях много информации от антипрививочников. Они агитируют людей против вакцинации. Как Вы относитесь к этому?

Как раз стрессовый период для страны, период пандемии или каких-либо природных катаклизмов работает на многих сектантов, на многие сектантские организации. Стрессовая ситуация, когда народ находится длительное время в таком тяжелом состоянии, ищет выхлопа, выхода своих эмоций, ищет каких-то спасений или спасителя, вот тут-то и находятся всякие проходимцы. Различные сектантские группы, раскольнические организации, последователи конспирологических идей спекулируют на этой теме – внушают людям, что им через прививки могут вводить жидкие чипы, что QR-код – это печать Антихриста и пр. Люди маргинальных взглядов, психически нездоровые, неустойчивые люди и люди без совести используют эту ситуацию полностью себе во благо. Пример: корейские проповедники, которые утверждали, что могут избавить людей от коронавируса через экраны телевизоров, Григорий Грабовой, который, якобы, вывел формулу, избавляющую людей от коронавируса и пр.

Тут необходимо сохранять трезвую голову. Надо быть разумным человеком. Я вот два раза переболел коронавирусом. Ну не хочется мне больше болеть, я пошел и поставил прививку. Я знаю, что если мне поставят ее, я, если и заболею, то хотя бы переболею в легкой форме. Естественно, если я поставил прививку, то не считаю ее опасной.

Был я на днях на кинофестивале в Тихвине, и ко мне подошли две молодые женщины и спросили: «Отец Александр, а как Вы относитесь к прививкам?» Я отвечаю: «Я поставил». - «А вот говорят то-то и то-то…» Я говорю: «Я не могу вам сказать - делайте или не делайте, я только могу сказать о своей личной позиции, здесь выбор каждого человека».

Исходите из того, что вот вы заболели, заразили другого человека, и он погиб, то отвечать на Страшном суде за это будете Вы.

Здесь необходима рассудительность, трезвомыслие. Верить во все подряд нельзя, и в тоже время не верить ни во что нельзя. Во всем нужна умеренность, к которой нас и призывает Православие.

 

Отец Александр, а как Вы относитесь к  деятельности популярного сегодня  проповедника Сергея Михайловича Масленникова и его “Школе покаяния”?

Держаться подальше от «таких» надо! Этот проповедник и его «Школа покаяния» ничего общего с Православием не имеет. Это уже окончательно заблудившийся человек. В такие дебри заводит, что потом не выберешься. Почитайте информацию об этом на сайте священномученика Иринея Лионского (https://www.iriney.ru), там хорошо все об этом написано.

 

А что Вы можете сказать о деятельности известного профессора Алексея Ильича Осипова?

Это знаменитый православный богослов. Мой учитель из Московской духовной академии. Его лекции рекомендуются к просмотру. Однако, у него есть некоторые частные богословские мнения, с которыми Церковь не совсем согласна. Ему на это уже неоднократно указывало священноначалие.

 

Есть ли в популярном сегодня направлении под названием “Гомеопатия” что-то сектантское?

По мнению многих известных богословов и по моему личному мнению гомеопатия – это просто лженаука. Ничего сектантского в ней нет. Последователи гомеопатии лечатся “пустышками”. Гомеопаты предлагают своему пациенту препарат, слепленный из извести и мела для лечения различных заболеваний. Сам этот препарат никакого воздействия на организм не оказывает. Человек здесь лечится только при помощи силы самовнушения, думая, что эта пустышка может ему как то помочь, избавить его от недуга. А по своей сути просто теряет время. Ведь можно лечиться нормальными препаратами. Еще сам создатель гомеопатии Самуэль Ганеман (1755 – 1843) утверждал, что его препараты – это пустышки, которые он заряжает определенной духовной энергией (однако, здесь уже попахивает оккультизмом).

 

Отец Александр, Вы пишете книги?

Нет, т.к. просто не хватает на это времени. Но статьи пишу. Они публикуются на сайте Собора Александра Невского: http://www.ansobor.ru

 

Отец Александр, а Вы в дальнейшем планируете еще снимать фильмы?

Не планирую. Меня просто на все фильмы не хватит. Съемка – это такой стресс, тем более в условиях нехватки денег…

В завершении встречи батюшка Александр поблагодарил всех участников за внимание и терпение, с которым его слушали. Пожелал всем участникам встречи здоровья, мудрости, осмотрительности и рассудительности в любых жизненных ситуациях. А самое главное – терпения! Отец Александр напомнил, что терпение – это та добродетель, которая спасает, ведь Христос говорил: “В терпении вашем спасайте души ваши”. Эта добродетель чрезвычайно востребована в наше время, и ее очень нам сегодня не хватает.

 

Благодарим отца Александра и Анастасию за то, что, несмотря на большую занятость, нашли время посетить нашу встречу и наш Храм. Эта долгожданная встреча была действительно полезной и интересной для нас, столько назиданий мы получили, столько новой информации. Мы желаем отцу Александру здоровья, успехов и помощи Божьей в его нелегком служении. Дай Бог!

Автор статьи Арсений Печкунов

Календарь



† Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68