Вход Господень в Иерусалим является одним из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа, которое описано четырьмя евангелистами (Мф.21:1–11; Мк.11:1–11; Лк.19:28–40; Ин.12:12–19). Торжественное прибытие Спасителя в Святой град накануне праздника Пасхи предшествовало Его Страстям и было осуществлением ветхозаветных пророчеств (в первую очередь Быт.49:10–11; Пс.8:2-з; Зах.9:9).
Воспоминанию этого события посвящен один из основных церковных праздников, который в Православной Церкви включен в число двунадесятых. Он празднуется в воскресенье, непосредственно предшествующее пасхальному и открывающее собой Страстную седмицу, то есть включается в разряд переходящих.
Тропарь на Вход Господень в Иерусалим, глас 1
О́бщее воскресе́ние/ пре́жде Твоея́ стра́сти уверя́я/
из ме́ртвых воздви́гл еси́ Ла́заря, Христе́ Бо́же./
Те́мже и мы, я́ко о́троцы побе́ды зна́мения нося́ще,/
Тебе́ Победи́телю сме́рти вопие́м:/ оса́нна в вы́шних,//
благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.
Перевод: В общем воскресении прежде Твоего страдания удостоверяя, из мертвых воздвиг Ты Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, держа символы победы, Тебе – Победителю смерти воззовем: «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне!» (Пс.117:25-26)
Кондак на Вход Господень в Иерусалим, глас 6
На престо́ле на Небеси́,/ на жребя́ти на земли́ носи́мый, Христе́ Бо́же,/
А́нгелов хвале́ние и дете́й воспева́ние/ прия́л еси́ зову́щих Ти://
благослове́н еси́, гряды́й Ада́ма воззва́ти.
Перевод: На престоле восседая на небесах, шествуя по земле на осленке, Христе Боже, принял Ты хвалу от Ангелов и прославление от детей, восклицавших Тебе: «Благословен Ты, Идущий призвать к Себе Адама!»
Величание на Вход Господень в Иерусалим
Велича́ем Тя, Живода́вче Христе́,
Оса́нна в вы́шних и мы Тебе́ вопие́м
Благослове́н Гряды́й во и́мя Госпо́дне.