–Њ–Э –Р–Ъ–Ѓ–¶–Э–ѓ–Ъ–Э–С–Х–Ь–•–І –±–®–ѓ–Э–Щ–Э–Ю–Я–Х–Э–ѓ–С–™–Ђ–Х–Ь–Ь–Х–Ш–ђ–Х–¶–Э –Љ–•–Щ–Э–Ф–•–Ы–Ѓ, –Ы–•–†–Я–Э–Ю–Э–Ъ–•–†–Ѓ –Љ–Э–С–Э–ѓ–•–Р–•–Я–ѓ–Щ–Э–¶–Э –• –∞–Х–Я–Ф–ѓ–Щ–Э–¶–Э
–љ–Ґ–•–Ц–•–Ѓ–Ъ–≠–Ь–®–Ш –ѓ–Ѓ–Ш–† –Ю–Я–•–£–Э–Ф–Ѓ

–Њ–Э–•–ѓ–Щ –Ю–Э –ѓ–Ѓ–Ш–†–°

[11.05.2022] ’рам ћихаила јрхангела

     ¬ середине 1990-х на здании кинотеатра ««ар€», что на пересечении улиц ¬ыборна€ и Ѕольшевистска€, по€вилс€ православный крест.

 

 инотеатр стал местом, где начала совершатьс€ Ѕожественна€ литурги€ и возродилс€ приход во им€ ћихаила јрхангела. ¬ глазах большинства обывателей это выгл€дело, будто ÷ерковь забрала у города здание. ќно действительно перешло Ќовосибирской епархии, только необходимо помнить, что город не мог уже его содержать: в кино люди ходить перестали, сеансы прекратились. —о временем местна€ шпана разбила окна, в помещении обосновались брод€ги, алкаши и наркоманы. ”сили€ми св€щенника Ќикола€ —околова, который был назначен насто€телем прихода, здесь всЄ изменилось.

     Ќо речь пойдет о еще более ранней истории прихода, поскольку далеко не все жители Ќовосибирска помн€т, что на этом месте в 1922 году была возведена дерев€нна€ церковь, котора€ действовала до 1947 года, после чего была переоборудована в кинотеатр. —пуст€ ещЄ п€тнадцать лет было построено каменное здание, а дерев€нную постройку снесли. » лишь в дев€ностых истори€ всЄ вернула на круги сво€, на этом св€том месте снова зазвучали молитва и колокольный звон.

     ј начать наш рассказ необходимо с урока истории и географии, о которых также мало что известно новосибирцам. ¬ месте, где река »н€ впадает в ќбь, в первой четверти восемнадцатого века по€вилось поселение, которое так и назвали: ”сть-»н€.

 

—ейчас об этом селе, к сожалению, мало что известно, а, между тем, именно в силу своей богатой истории, жители на сельском сходе в 1928 году отказались входить в состав молодого города Ќовосибирска, пожелав сохранить и им€ населенного пункта, и пам€ть о своих предках. ћестные мужики здесь занимались €мщиной, извозом. »з записей сельсовета известно, что ездили отсюда в село ћочище, в  аменку, в Ќово-Ќиколаевск, в Ќижнюю ≈льцовку, Ќово-Ћуговое, Ѕарышево, √усинку, Ѕугры.

     ¬о врем€ первой мировой войны в деревне действовала церковно-приходска€ школа,

Ћеденов ћихаил (учитель). 1913г.

а сама ”сть-»н€ была приписана к  азанскому храму, который сто€л в районе нынешней улицы ¬осход. ’одить на службы за п€ть километров было не очень удобно, и ещЄ до революции местные кресть€не высказывали желание построить собственную церковь и выделитьс€ в отдельный приход.

     √отов€сь к 20-летнему юбилею возрождени€ прихода, группа прихожан храма во им€ ћихаила јрхангела в 2014 году решила провести опрос местных жителей – авось кто-нибудь что-нибудь и вспомнит из жизни храма! “ак началс€ первый этап большой краеведческой работы, позволившей приоткрыть уже слипшиес€, забытые страницы истории села ”сть-»н€ и местной церкви. —начала пошли по местным жител€м. ѕросто пошли по околотку, спрашивали, где живут старики. » сразу удача! ¬ одном доме нашли внучку строител€ храма јндре€ Ћомака (а у неЄ сохранились и фото деда, и фото св€щенника, служившего здесь в 1925-1926 годах).

   

јндрей Ћомака. 1920-е годы.                                                                              јндрей Ћомака. 1940-е годы.

¬ другом доме жил сын фотографа-любител€ ¬асили€ ќбухова, в альбоме которого сохранились снимки нашей церкви, улиц, домов, местных жителей.

ќбухов ¬асилий “ихонович (1913-1970 гг.) 

—траница из альбома ¬.“. ќбухова.

     ¬рем€ постройки храма мы не знали и активно искали информацию в “омских епархиальных ведомост€х, однако в них ничего найти не удалось. ќтправились в √осударственный архив “омской области, но и там никакой информации о храме в селе ”сть-»н€ не обнаружилось. –ешили поискать в √осударственном архиве Ќовосибирской области. ¬ протоколах сельского схода нашлась запись, датируема€ 7 феврал€ 1922 года: «—огласно постановлени€ общего собрани€ в виду массовой работы по постройке церкви Ћомака јндрей освобождаетс€ от €мщины и других общественных нар€дов».

ј 27 марта того же 1922 года сельское общество прин€ло решение разломать имеющийс€ в селе общественный магазин и пустить полученные брЄвна на строительство храма – весьма красноречива€ и характеризующа€ местных жителей деталь!

     ¬ыходит, храм строилс€ уже в советское врем€. ƒл€ многих это покажетс€ неверо€тным, но в —ибири такое €вление существовало в первые годы советской власти. ¬ Ќовосибирском архиве нашлось ещЄ одно подтверждение датировки строительства: в €нваре 1923 года св€щенник “имофей јстафьев был награжден набедренником за труды по постройке храма в селе ”сть-»нском.

     ќдной из загадок было наименование храма, поскольку всюду нам попадались лишь топонимические отсылки: храм в »нюшке, инюшинский, в селе ”сть-»н€. Ћишь на двух документах нам удалось обнаружить приходскую печать, по краю которой шла надпись: «ѕечать јрхангело-ћихайл. ÷еркви с. ”сть-»н€ “омск. еп.».

ѕечать. 1923г.

     ¬озвраща€сь к альбому местного фотографа ¬асили€ ќбухова, отметим одну деталь. —реди прочих фотографий мы увидели снимок, который церковными краеведами ошибочно был идентифицирован как «дерев€нна€ ¬ознесенска€ церковь»,

в интернете эту ошибку, к сожалению, растиражировали. “еперь же стало очевидно, что это фото храма во им€ ћихаила јрхангела в селе ”сть-»н€. —омнений быть не может  здание сфотографировано с различных ракурсов,

 

 

 в том числе и с улицы “рактовой (ныне Ѕольшевистска€).

 

     ѕомимо фотоснимков самого здани€, нам удалось собрать имена и фото св€щенников, служивших в приходе. »ми были: св€щенник “имофей јстафьев (1922-1923),

св€щенник »оанн ѕокровский (1925-1926),

протоиерей ¬иктор Ѕел€ев (1930-1931),

протоиерей ѕЄтр ƒмитриев (1932-1933),

 

протоиерей Ќиколай —ырнев (1935-1937).

Ѕольшинство из них были репрессированы.

     — марта по сент€брь 1939 года св€щенника у прихода не было. »з вышедшей недавно книги иеромонаха —имона (»стюкова) мы узнали, что в том же году в ћоскве митрополитом —ергием иеродиакон ћина (√орбович) был рукоположен во св€щенники специально дл€ храма в ”сть »не,

 

—хиигумен ћихаил (√орбович).

однако, достоверных сведений о том, что он служил здесь, пока не обнаружено. ѕосле 1940 года, очевидно, прихожане сами совершали какие-то службы, местные жители рассказывают, что кто-то из послушников долгое врем€ совершал требы, «отпевал» усопших, очевидно, мирским чином. ’рам поддерживалс€ в чистоте, но на ремонт, видимо, средств не хватало. Ћюбопытно, что на карте Ќовосибирска 1947 года мы обнаружим три церкви: ¬ознесенскую,  ладбищенскую (”спенскую) и ”сть-»нскую.

 

     » вот, в 1947 году начинаетс€ второй этап существовани€ нашего храма: исполкомом ќкт€брьского районного совета депутатов труд€щихс€ 15 ма€ было вынесено решение за номером 398, по которому здание «бывшей церкви в »нюшке» передавалось под кинотеатр в св€зи с окончанием еЄ реконструкции.

–ешение о передаче. 1947г.

Ќам удалось найти местных жителей, которые помн€т этот период существовани€ храма. ј еще спуст€ дев€ть лет было прин€то решение о строительстве каменного кинотеатра ««ар€». Ќа кадастровой карте 1958 года можно рассмотреть расположение дерев€нных построек, существовавших на то врем€. ≈сть среди них и дерев€нный кинотеатр – здание храма во им€ ћихаила јрхангела, разобранное в начале шестидес€тых за ненадобностью и ветхостью.

 арта 1958-2012.гг.

—ейчас на этом месте проложена дорога, ведуща€ к мосту над железнодорожным полотном по улице ¬ыборной. ≈сли бы краеведческа€ работа началась раньше, то, возможно, это место удалось бы уберечь.

ѕоддужный колокольчик, найденный на территории храма во им€ ћихаила јрхангела – всЄ, что осталось от села ”сть-»н€.

     ¬ 2022 году приходу храма во им€ ћихаила јрхангела исполн€етс€ сто лет. —егодн€ в храме действует воскресна€ школа и базируютс€ два епархиальных подразделени€: ќтдел по тюремному служению и —ибирский центр колокольного искусства. ќткрыва€ всЄ новые страницы истории нашего храма, села и города, мы сами испытываем трепет перед подвигом св€щенномучеников и простых прихожан, перед обретающей реальные очертани€ живой историей. —амо это место, само село, уже как бы стЄртое со всех карт и из пам€ти новосибирцев, вдруг начинает про€вл€тьс€, а вместе с этим про€вл€ютс€ и люди, жившие здесь на прот€жении трЄх веков, трудившиес€, творившие св€тые молитвы. Ќа этих молитвах стоит и наша вера, стоит и сто€ть будет.

     јлексей “алашкин,

     «аместитель руководител€ —ибирского центра колокольного искусства Ќовосибирской митрополии

 

 

 

 

 

 

 алендарь



† –њ–°–ѓ–ѓ–Щ–Ѓ–™ –Њ–Я–Ѓ–С–Э–ѓ–Ъ–Ѓ–С–Ь–Ѓ–™ –ґ–Х–Я–Щ–Э–С–≠
–Љ–Э–С–Э–ѓ–•–Р–•–Я–ѓ–Щ–Ѓ–™ –Ы–•–†–Я–Э–Ю–Э–Ъ–•–™
—Г–Я–Ѓ–Ы –С–Э –•–Ы–™ –ї–•–£–Ѓ–•–Ъ–Ѓ —О–Я–£–Ѓ–Ь–¶–Х–Ъ–Ѓ
630088, –¶. –Љ–Э–С–Э–ѓ–•–Р–•–Я–ѓ–Щ
–°–Ъ. –∞–Э–Ъ–≠–ђ–Х–С–•–ѓ–†–ѓ–Щ–Ѓ–™, 229
–†–Х–Ъ. +7 (383) 280 41 68