По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

[05.03.2020] Иерей Борис Левитан: «Без Литургии Преждеосвященных Даров духовного богатства Великого поста понять невозможно»

 – Отец Борис, начался Великий пост, по церковному уставу – самый строгий и продолжительный. Поэтому, первое, что хочется спросить: люди с радостью берут на себя подвиг поста или, всё же, с некоторым опасением?

– Без всякого сомнения, верующие люди ждут длительных постов, и уж точно их не боятся. Кто-то даже ждет пост с большим нетерпением, поскольку сумасшедший ритм современной жизни, бесконечная суета, бремя бесчисленных житейских забот и попечений очень утомляют. Как следствие, возникает саможаление, которое неизбежно ведет к постоянным послаблениям и пропускам в духовной жизни. Чтобы не впасть в уныние и отчаяние, порой просто необходимо остановиться, отвлечься от земного, проходящего и подумать о вечном. Перестать постоянно смотреть под ноги и взглянуть на небо. Раздвинуть бесчисленные жизненные обстоятельства и без всякой спешки горячо и искренне помолиться.

− По-видимому, именно для этого Святая Церковь и установила многодневные посты?

− Скорее это одна из причин установления постов, среди которых Великий пост занимает особое место. Это важнейший и самый древний из многодневных постов, напоминающий нам о сорокадневном посте Спасителя в пустыне. Это время уединения, размышления, самонаблюдения, духовной сосредоточенности, внутренней концентрации, молитвенного напряжения. Время воздержания от греховных дел, слов и мыслей; время борьбы с нашими слабостями и греховными привычками. Но главное, подвиг Великого поста готовит нас к нескончаемой радости Светлого Христова Воскресения. И чтобы достойно войти в эту радость, нужно особо постараться, осмыслить и прожить Великий пост.

– Многие считают, что для соблюдения Великого поста нужно – перечисляю: стараться соблюдать строгое воздержание в еде, обязательно причащаться за воскресной литургией, и особо потрудиться на Страстной седмице – постараться не пропустить богослужения Великого Четвертка, Великого Пятка и, конечно, Великой Субботы. Вы с этим согласны?

− К сожалению, действительно многие считают, что ограничение в еде, развлечениях, причащение в воскресные дни Святых Христовых Таин раскрывает всю духовную глубину Великого поста, его красоту и богатство. А мне кажется, что в течение поста именно будничные службы – ключ к духовной сокровищнице. Только на них познаются особенности великопостного богослужебного строя.

− Скажите, отец Борис, а почему для осмысления Великого поста важны именно будничные службы?

− Дело в том, что в субботы поста служится такая же, как и в другое время церковного года, Литургия святителя Иоанна Златоуста. В воскресные дни, правда, – Литургия святителя Василия Великого, но и она хорошо знакома верующим, поскольку совершается в Рождественский сочельник, на Праздник Крещения Господня и на память самого Василия Великого. А вот на будничной службе нам открывается как бы весь покаянный строй великопостной службы. Многократные повторения молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…», умилительное пение тропарей первого, третьего, шестого и девятого часов с земными поклонами. Наконец, сама Литургия Преждеосвященных Даров вместе с ее песнопениями, сокрушающими даже самое окамененное сердце. Не помолившись на таковых богослужениях, не приобщившись к ним, мы никогда не поймем, какое богатство духовное открывается нам в великопостных службах.

− Тем не менее, на будничных службах Великим постом не так много прихожан. Может быть, не все знают о важности этих служб и будет полезно рассказать о них несколько подробнее?

− Безусловно, я с радостью скажу несколько слов об этих удивительных службах. Первые четыре дня поста на вечернем богослужении читается Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского. В нем на примерах жизни конкретных ветхозаветных и новозаветных людей показывается как глубина человеческого грехопадения, так и путь ко спасению через подвиги покаяния и праведности. Помолиться на этом каноне – первый духовный подвиг поста и прекрасный задел на все его поприще.

− А есть ли какая-то особая черта, объединяющая все великопостное богослужение?

− Да, есть! Это молитва, которой пронизаны все будничные службы Великого поста «Господи и Владыко живота моего…» преподобного Ефрема Сирина. В этой молитве, составленной богоносным отцом, и которая первый раз читается еще в среду и пятницу Сырной седмицы, сосредоточена вся глубина Великого поста. Она возводит нас к вершинам человеческого смирения и покаяния. В молитве три прошения. В первом, молящийся признаёт, что своими силами не способен справиться с грехом и просит у Господа дать избавление: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Во втором, человек свидетельствует о том, что и добродетели не его заслуга, а дар Божий: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему». А в третьем – просьба о том, чтобы Господь ниспослал великий духовный дар – видеть свои грехи и оградил от главного из них – гордыни, проявляющейся в осуждении: «Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

– Скажите, отец Борис, а какая главная будничная служба Великого поста?

– Это, безусловно, Литургия Преждеосвященных Даров. Самая красивая великопостная служба! Без Литургии Преждеосвященных Даров в полной мере не почувствовать поста, даже несмотря на строгое воздержание в пище. Невозможно, да и нет нужды описывать то покаяние, сокрушение о своих грехах, благоговение и трепет, которые охватывают человека на этой службе. Нужно просто на ней быть и молиться!

– А есть ли у этой службы характерные черты или особенности?

– Особенности Литургии Преждеосвященных Даров в ее неполноте – в ней отсутствует Евхаристический канон, Богу не приносится Бескровная Жертва. Бескровная Жертва уже принесена на предшествующей воскресной полной литургии. Дары заранее освящены и теперь ими можно причаститься.

– В таком случае, можно законно спросить, а зачем же тогда эта служба нужна, разве нельзя вместо нее совершить обычную литургию?

– Дело в том, что существование Литургии Преждеосвященных Даров – это ответ из жизни Церкви тем, кто считает, что нет необходимости часто причащаться. И действительно, если бы первые христиане причащались так же как многие сейчас – 3-4 раза в год – эта литургия никогда бы не появилась. Но в древности люди имели такую веру и такую любовь ко Христу, что фактически ни дня не могли прожить без причастия: так же как не могут люди жить без воздуха, без пищи, без воды. Они испытывали потребность часто соединяться со Христом и без этого не мыслили своей жизни. Но во время Великого поста полная литургия служится только в праздничные дни – субботу и воскресенье. Причина ясна: литургия – это гимн, величайшее торжество, радость о Воскресшем Христе, ликование. Но о каком ликовании может идти речь в Великий пост, время – когда буквально вся жизнь христианина должна быть пронизана сокрушением о грехах и слезами покаяния? В тоже время, и прожить без соединения со Христом целых пять дней для верующих первых веков было слишком тяжелым испытанием. Поэтому, чтобы, с одной стороны, в будничные дни сохранить покаянный богослужебный строй, а с другой, чтобы верующие среди недели могли причащаться, церковный устав положил в среду и пятницу Великого поста совершать Литургию Преждеосвященных Даров.

– В завершение нашей беседы хочется вас, батюшка, попросить сказать небольшое напутственное слово!

– Великий пост, как всегда, быстро пролетит. И при подведении его итогов, часто в душе у людей возникает осадок неудовлетворенности. Нередко приходится слышать такие слова – мол, миновало время поста, а я ни потрудиться не успел, ни измениться. Всё оправдывал себя, что «времена не те», или что «сил нет». Но пока пост впереди, должно настроить себя примером первых христиан в любви ко Христу и всеми силами пожелать, чтобы слова апостола Павла стали признанием преображенной постом души:

«Ныне, как и всегда, возвеличится Христос в теле моем, жизнью ли то, или смертью. Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Фил. 1, 20).

 Дмитрий Кокоулин


Интересный момент: автор Литургии Преждеосвященных Даров не установлен, им могли быть как святой Иаков, брат Господень, так и кто-то из святителей, святой Иоанн Златоуст, например, или Василий Великий, или Григорий Богослов. Это мог быть и коллективный труд, что скорее всего. В Русской Православной Церкви Литургию Преждеосвященных Даров именуют литургией святителя Григория Двоеслова, папы Римского, который, используя имеющиеся греческие устные источники, письменно изложил ее на латинском языке для Западной Церкви. Позже этот чин был утвержден на VI Вселенском Соборе в 680 году и принят всей Христианской Церковью.

Новости митрополии

 Епархиальных печатные СМИ ⁄ Статьи

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68