По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Жизнь и труды преподобного Паисия Величковского

В прошедшее воскресенье 28 ноября, в первый день Рождественского поста ребята собрались, чтобы поговорить о жизни и трудах величайшего подвижника, возродителя традиций старчества преподобного Паисия Величковского.

Преподобный Паисий Величковский — переводчик святоотеческих трудов и создатель труда «Об умной молитве». Своими трудами преподобный оказал влияние на монашество XVIII-XIX вв. На его сочинениях воспитывалось множество  знаменитых подвижников. Среди них такие, как преподобный Серафим Саровский, преподобный Макарий Алтайский, преподобный Амвросий Оптинский и пр.

 

 

Житие преподобного Паисия Величковского

Будущий подвижник родился в 1722 году, 21 декабря. По мужской линии в семье все, начиная с прадеда, были священниками и несли службу в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Полтаве. Поэтому мальчик с ранних лет видел перед глазами пример служения Богу.

В возрасте 4-х лет он лишился отца, а затем мир покинул и старший брат. Наставником отрока стала его мать. Благодаря ей, Петр обучился грамоте по Псалтири и уже в 13 лет поступил на обучение в духовную академию в Киеве, чему матушка была несказанно рада. Здесь он обрел духовного покровителя, иеромонаха Пахомия, который всей душой поддерживал  ученика добрым словом и собственным примером. 

Первые годы Петр старательно учился, но со временем все больше охладевал к учебе из-за того формального подхода, который царил в семинарии. Юноша всё чаще предавался молитве и чтению произведения Святых Отцов, и грезил о том идеальном устройстве жизни, когда  умудренные опытом старцы становятся наставниками для послушников, помогая постичь богословскую науку не по форме, а по духу.

Летом 1739 года Петр в последний раз приезжает на каникулы в Полтаву, уже зная, что выберет монашескую жизнь. Вскоре он отправился к одному из настоятелей обители с просьбой взять его в послушники. Однако старец отказал юноше в просьбе. Он не увидел в нём должного смирения, поэтому отрок вынужден был покинуть стены обители и вернуться к обучению. Однако ненадолго.

Отказ старца еще больше укрепил юношу в его намерении вступить на путь монашества. Этой дорогой он будет идти долгие годы, сменив несколько  обителей в Украине и Молдавии в поисках своего духовника и истинного монашества. В каждой из них он получал опыт смирения и мудрости, ведь и там жизнь часто оказывалась далека от его идеальных мечтаний. 

Юноша встречал и насмешки братии из-за неприспособленности к тяжелому физическому труду, и попустительство со стороны наставников. Однако продолжал послушничество, с усердием исполняя нелегкие для него задачи. Терзаемый своими устремлениями, он искал своего духовника, пересекая границы государств — от Киева до  Валахии и Афона. Его путь был тернист и преисполнен опасности, ведь странствия подвижника пришлись на время жестоких конфессиональных войн.

И только придя на Афон  после долгих мытарств, он задержится здесь на долгих 17 лет, основав  обитель, что незримо присутствовала в его грезах все эти годы. В ней он и принял по настоянию братии монашеский постриг с именем Паисий.     

 

На Афоне к тому времени уже был многовековой опыт монашеского устройства, который Паисий перенесет далеко за пределы Афона, в Валахию, куда он вернется с братией в зените своей славы. Скончался старец в возрасте 72 лет, в Нямецком монастыре, в Румынии, оставшись в истории православия как устроитель старчества и просветитель. 

Преподобный Паисий Величковский. Pravoslavie.wiki

 

Ребята в совместном обсуждении пытались разобраться в вопросе: «Почему в XVIII веке на православном востоке невозможно было найти духоносных старцев, какие причины  обусловили спад духовности?»  Оказалось, что еще в IV веке, примерно через 60-70 лет после прекращения гонений на христиан при императоре Константине Великом был недостаток духоносных наставников. А в X веке уже многие святые отцы плакали об этом. К XVIII веку ситуация усугубилась. Этому способствовало пагубное влияние католического Запада, различных масонских организаций. В России этому способствовала также политика царствующего дома Романовых. Петр I повсеместно закрывал монастыри, перестраивал их в богадельни, отправлял монахов на войну. И только лишь святому Паисию своими молитвами и  трудами удалось возродить старчество.

 

Старчество святого Паисия

Паисий, всю жизнь искавший свою обитель и своего духовника, сам стал  духовным наставником для многочисленной братии, которая стекалась под его начало в основанный им Свято-Вознесенский скит на Афоне.

Главными принципами монашеского сосуществования здесь стало общежитие, чтение умной молитвы; в качестве послушания — переписка и чтение святоотеческих книг и ежеутреннее и ежевечернее исповедание помыслов духовникам.

Наставник, способный воспринять чаяния неопытных послушников на пути к Богу, и стал тем стержнем монашеского жития, что давал и опору и направлял на истинный путь не контролем и жестким подчинением, а со-участием, со-бытием.  

«Внимательная молитва даруется тому, кто живет в послушании духовному отцу, поскольку послушание делает всякого беспечальным и беспристрастным к миру, если только нашел он учителя истинного и незаблуждающегося»

Иеромонах Митрофан (Волкодав)

На всё это был промысел Божий, ведь за период многолетних скитаний Паисий прошел огромные расстояния — от Киева до  Валахии и Афона. И эта траектория земных странствий — незримая проекция того пути, что преодолел он в обретении духовности. Старчество как форма монашеского устройства стала той давно искомой формой монашеского бытия, которую все эти годы Паисий тщетно пытался найти  в других обителях, а обрел — в собственной.  

«Мы потому не приходим в совершенство и бедны благодатью, что не знаем, в чем начало, средина и совершенство добродетелям, от чего оскудение добродетели, что ко всякой добродетели примешивается порок тщеславия, который противодействует ей. Без знания сего мы напрасно трудимся»

Прп. Паисий Величковский

Когда братство на Афоне стало терпеть притеснения турецких властей, старец решил вновь  отправиться в путь. Вместе с многочисленной братией они стали держать путь в Молдавию. Здесь, в Валахии он получает в управление один из выдающихся монастырей — Нямецкий. Под его началом собралось больше 700 монахов. За короткое время старцу удалось кардинально поменять ход монашеской жизни в Румынии и молдавских землях.

Устройство монашеской жизни в Валахии действительно стало делом жизни преподобного. Основными принципами существования обителей стала нестяжательность, послушание, умная молитва, чтение книг, труд и благотворительность. Вот что пишет старец Паисий об Иисусовой молитве:

Это — общее дело у человеков с ангелами; этою молитвою люди скоро приближаются к ангельскому житию. Молитва — источник всякому доброму делу и добродетелям и отгоняет от человека тьму страстей. Приобрети ее, и будет душа твоя прежде смерти равноангельною. Молитва есть божественное веселие. Это единственный драгоценной меч; нет иного такого оружия, которое бы более ея посекало бесов; она опаляет их, как огонь попаляет терние.

Главное требование к монаху  — быть просвещенным человеком, служить Богу книжным делом. Братия активно занималась переводом книг святых отцов, обращаясь к греческим оригиналам. К тому же, здесь находилась и мощная переводческая база.

 

Творения прп. Паисия Величковского. Книги.

Переписывание книг святых и Отцов Церкви занимало особое место в ежедневном распорядке. К такому послушанию подвижник тяготел еще в юные годы, стремясь запечатлеть книжную мудрость, постичь все оттенки смыслов.

Интересный факт

А началось все с прозаического случая. В Любечском монастыре, что на левом берегу Днепра, его наставник, старец Иоаким, дал послушнику для чтения книгу Иоанна Лествичника. Труд настолько  впечатлил юношу, что он переписал его, отрывая время от сна.

Величковский зачитывался трудами Святых Отцов, считая их своими наставниками. Душой чувствовал значение этих сочинений для духовной жизни монашества. Однако большинство из них было написано на греческом и недоступно для широкого изучения. Выучив греческий язык, он начинает искать первоисточники для перевода, поскольку в уже существующих переводах часто встречались неточности и ошибки. Они мешали правильному пониманию важных истин. 

Паисий перевел, исправил и собственноручно записал 44 книги Святых Отцов. Один из фундаментальных трудов, который он перевел — Добротолюбие — книга о духовной жизни, вере и молитве. На его переводах святоотеческих трудов выросли поколения православных подвижников. Добротолюбие всегда было под рукой и Серафима Саровского. 

 

Об умной или внутренней молитве

«Пусть будет известно, что это Божественное делание священной умной молитвы было непрестанным делом древних Богоносных отцов наших, и на многих местах пустынных, и в общежительных монастырях, как солнце, просияло оно между монахами: в Синайской горе, в Египетском ските, в Нитрийской горе в Иерусалиме и в монастырях, которые окрест Иерусалима, и просто сказать — на всем Востоке, в Цареграде, на Афонской горе и на морских островах; а в последние времена, благодатию Христовою — и в Великой России»

 Преподобный Паисий Величковский.

 Pravoslavie.wiki

 

На примере жития святого преподобного Паисия Величковского ребята разобрали  множество поучительных моментов, о которых хорошо было бы задуматься в период наступившего Рождественского поста. Например, мы поговорили о необходимости чтения духовной литературы.

К сожалению, в наш век высоких технологий и интернета люди все меньше обращаются к книгам. Но православному человеку просто необходимо чтение серьезной духовной литературы, творений святых отцов для того, чтобы укрепляться в вере и стать настоящим христианином, не по форме, а по духу.

Ребята назвали свои любимые духовные произведения, которые они бы порекомендовали читать в период поста. Среди них были: «Душеполезные поучения» преподобного аввы Дорофея и «Созерцание и размышление» святителя Феофана Затворника.

В завершении встречи ребята прочитали несколько поучительных историй из замечательной книги иеросхимонаха Сергия (Четверикова) «Молдавский старец Паисий Величковский».

Благодарим всех, кто принял участие в данной встрече. В следующее воскресенье мы переходим к чтению творения святого Паисия «Крины сельные или цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания». Ждем всех в следующее воскресенье на нашей очередной молодежной встрече!

Автор статьи Арсений Печкунов

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68