По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Колокол - не таблетка

«Я думаю, что начать надо сразу с самого главного. Правильно? Никакой «колокольной медицины» не существует. Ни один нормальный врач с медицинским образованием лечить колокольней своих пациентов не станет. Потому что никаких специальных процедур по оздоровлению колоколами нет и быть не может. Априори», – так начинается наш разговор с Дмитрием ИНДИНКОМ, кандидатом медицинских наук, кардиохирургом по специальности, председателем регионального новосибирского отделения Общества православных врачей России. Разговор на очень простую и очень трудную тему: «Влияет ли колокольный звон на самочувствие человека?» Простую, потому что, кажется, что на этот вопрос можно ответить «да» или «нет». А трудную, потому что мало просто ответить. Важно понять, как правильно относиться к этому ответу.

Дмитрий ИНДИНОК – собеседник, выбранный не случайно. Он не только врач и председатель Новосибирского отделения Общества православных врачей России, не только человек воцерковленный, но ещё и звонарь собора во имя святого благоверного князя Александра Невского (Новосибирск). Колокола и колокольный звон – огромная часть его жизни.

– Дмитрий Иванович, нам всем часто приходится слышать о народных поверьях, связанных с якобы целительной силой колокольных звонов. Например, считается, что на Руси страдающих падучей болезнью — эпилепсией – вроде как поднимали на колокольню...

– Я думаю, что, в принципе, эффект от этого мог быть. Точно так же, как бывает эффект от прогулки на свежем воздухе, от увлекательной поездки, от встречи с хорошим человеком, от созерцания картин природы, от доброго фильма, от красивой музыки. У человека улучшается настроение, меняется взгляд на жизнь, он становится оптимистичнее – и тем самым приобретает внутренние силы и правильное психическое состояние, которое способствует выздоровлению. Это один из феноменом психосоматического симптомо-комплекса. И, как все психосоматические эффекты, он медицине известен и понятен.

Разумеется, колокольный звон оказывает воздействие на внутреннее состояние человека. Даже людям, далеким от веры в Бога, красота и гармония, которую несет в себе звон колоколов, может просто элементарно улучшить настроение. Человек может его послушать звон так же, как слушает саксофон, кларнет или фортепиано. Может порадоваться, отметить про себя: «Как красиво!» – тем самым словно вдохнуть живительный глоток свежего воздуха и почувствовать себя лучше. Это действительно так. Насколько этот эффект будет долговременным, прогнозировать трудно, но он вполне возможен.

– То есть, можно говорить о том, что на людей воцерковленных и невоцерковленных колокольный звон оказывает разное влияние?

– Для человека верующего колокольный звон – это, прежде всего, побудка совести. Услышав колокола – голос храма – человек вспоминает о том, что он призван быть образом и подобием Божиим. Кроме того, если говорить про Церковь, то мы же верим с вами в лечебный (условно назовём его так – «лечебный») эффект молитвенного делания, принятия святых Таинств. Церковь ежедневно в чине исповеди напоминает своим чадам о том, что они приходят во врачебницу, дабы отойти исцеленными. И тут важно понимать, о каком здоровье идет речь. Что вообще понимается под термином «здоровье»?

У этого слова много разных определений. В том числе и философских. Давайте посмотрим, например, какое определение дает этому понятию Всемирная Организация Здравоохранения. «Здоровье – это состояние полного телесного, психологического и социального благополучия». То есть, здоровье, с точки зрения ВОЗ, – это когда человек социально адаптирован, психика у него не страдает, физических заболеваний нет. Нет физических заболеваний в том смысле, что отсутствуют какие-то явно выраженные болезни, которые беспокоят, которые мешают выполнять социальные функции. Потому что в нашем грешном мире, в котором мы живем после грехопадения, стопроцентного физического здоровья нет почти ни у кого.

Кто же тогда здоров?

– Когда просто ничего не болит, — мне кажется, этого мало для того, чтобы назвать человека здоровым. Нужно же еще, чтобы он чего-то ждал, о чем-то мечтал, на что-то надеялся, чтобы страстей никаких у него не было. Вот ничего у него не болит, но он, например, от зависти с ума сходит, просто места себе не находит: «Хочу часы такие!» Он здоров? Мне кажется, нет. Хотя в определениях ВОЗ мы не найдём подобного рода уточнений. Там написано: «Социальное благополучие» – есть работа, жилье, имеется медицинская страховка, образование доступно, транспорт ходит…

– Про часы ничего не сказано?

– Про часы не сказано. Про машину, мебель, евроремонт, про квадратные метры на душу – ничего не сказано.

С православной точки зрения, поддержание физического здоровья в отрыве от здоровья духовного не является безусловной ценностью. А здоровье духовное – это свобода от страстей: от зависти, жадности, обидчивости, злости, раздражительности... Свобода от всего того, что мешает человеку жить в радости, благодарить Господа, не роптать, довольствоваться тем, что есть. Поэтому для людей глубоко воцерковленных здоровье, мне кажется, – состояние почти недостижимое. Потому что чем дольше в церкви живешь, тем глубже в себя заглядываешь и тем сильнее понимаешь свою греховность, свою немощность. И нам, немощным, сложно оценить и понять в полной мере, что такое здоровье. А может, и не надо слишком глубоко вникать в это. Вот звонит звонарь после службы. У него была хорошая исповедь и причастие. И как-то особенно хорошо помолился он сегодня. И погода стоит замечательная, и воздух прозрачный – вот тут-то и поют колокола! Они же тоже по-разному звонят в зависимости и от погоды, и от внутреннего состояния звонаря, и от календаря – праздник у нас или пост. И все вокруг так красиво, и на сердце радостно, и душа благодатью изобилует – вот это, наверное, и есть здоровье. А какое дать ему определение, я не знаю… Знаю лишь то, что врачи рекомендуют не только церковный колокольный звон слушать, но и на богослужения ходить, и молитвенные правила дома исполнять, и почаще обращать внимание на свое внутреннее духовное состояние, так как зачастую физические болезни являются отражением наших духовных немощей.

– А каким образом духовные немощи связаны с болезнями тела? Вы как врач можете охарактеризовать эту взаимосвязь: состояние души и его влияние на физическое самочувствие человека?

– Взаимосвязь между телесным и духовным здравием, конечно, есть, но она не прямолинейная. Вот несколько примеров. Скажем, старец в пещерах. Он вообще на тело не обращает внимания, он ест раз в неделю корочку хлеба, запивает какой-то водой, а вопросы гигиены в данном случае лучше вообще не обсуждать. Тем не менее, состояние его духа, его духовная связь с Творцом находится на невообразимой высоте. Мы с вами даже представить себе не можем, как это. Для нас такое состояние желанно, но не очень достижимо.

Другой пример. У человека глубоко и искренне верующего, стремящегося жить по Евангелию, регулярно исповедующегося и приступающего к причастию, может быть язва желудка или расстройство пищеварения, у него может быть ревматизм, анемия, расстройство дыхания, воспалительный процесс — куча всего. Но это не имеет совершенно никакого отношения к целостности его личности – дух, душа, тело.

Еще пример. Молодой какой-нибудь «жеребец» (позволим себе выразиться вульгарно), который не знает никакой духовной жизни, живет плотскими удовольствиями, вожделением, удовлетворяет все свои похоти и ничем физически вообще не болеет. И даже не знает, что есть такие понятия, как «мораль», «нравственность», «духовность»… Мы можем назвать его здоровым человеком? По-моему, нет. Даже с точки зрения людей нецерковных.

– И потом, в истории церкви мы находим множество примеров, когда святые очень сильно и тяжело болели. Святая блаженная Матрона Московская, святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Амвросий Оптинский и многие другие. Это к вопросу о нелинейной взаимосвязи между телесным здравием и состоянием души… А сами себя святые лечили? Молились ли о том, чтобы болезнь ушла?

– Кто-то лечился – и лекарства принимал, и на операционный стол ложился, а кто-то и нет. Люди, которых церковь называет святыми, обладали духовным зрением. Им был открыт Промысел Божий, они видели и знали волю Творца и, в соответствии с этим, находясь в болезни, лечились или, наоборот, не лечились.

Мне доводилось читать о таком случае: в одном монастыре сильно заболел монах, и о его здравии стал молиться весь монастырь. Вся братия молились о том, чтобы он выздоровел, а сам он просил Господа о том, чтобы тот попустил ему болеть. Он делал это для того, чтобы собрать всю братию воедино в горячей слезной молитве… За три дня до смерти он исцелился, пришел ко всем, поклонился, попросил прощения – и отошел ко Господу…

Мы все помним евангельское повествование о слепорожденном. «Кто согрешил, он или родители его?... Ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии».

Не надо забывать о том, что у болезни, с точки зрения православного мировоззрения, много функций. Она и выступает для нас уроком, и научает смирению и терпению, и усиливает молитвенные порывы души, и укрепляет в вере… Для человека верующего боль и болезнь – явление многостороннее и очень неоднозначное. Заболев, можно роптать, а можно сделать выводы из болезни. А можно и не сделать выводов... Это нравственное, моральное, духовное явление, и оценивать его надо правильно.

Литература оккультного характера и еретического содержания

– А надо ли вообще лечиться? Сейчас в некоторых сектах людей призывают полностью отказаться от медицинской помощи и просто довериться происходящему. Утверждается, что таким способом человек исполняет Божию волю. Можете Вы прокомментировать подобные утверждения?

– Начнем с того, что евангелист Лука был врачом. И сколько святых до него и после него были врачами! Прямые указания на это содержатся и в апостольских посланиях, и в Новом, и в Ветхом завете. Иисус сам исцелял многих, даже воскрешал умерших. Дальше – апостолы исцеляли. А притча о добром самарянине, который поднял раненого и перевязал его раны, возливая масло и вино? Словом, примеров тому, что нужно и лечить, и лечиться, мы видим множество.

Сегодня, к сожалению, не редки случаи, когда некоторые священники благословляют своих прихожан не ходить к врачам, а лечиться только медом и травками, не ставить детям прививок – мол, организм и так со всем справится, – не пить таблеток, потому что это «химия»... На самом деле, это все – классическое мракобесие. Что плохого может быть в том, что человек, заболев, принимает безопасное и эффективное лекарство? Мне кажется, что врач для того и создан Богом — у него есть благословение продлевать человеку его земную жизнь, облегчать страдания, помогать в каких-то житейских трудностях и лечить в меру Божьего Промысла.

Поэтому лечиться нужно. Я считаю даже, что это наш долг. Например, началась гипертония, а человек не стал лечиться, – что с ним будет? Будет инсульт, откажут ноги, он будет прикован к постели, вокруг него будут ходить все родные, тратить всю зарплату на сиделку. А он будет ходить под себя, обществу пользы не принесет, помолиться-то и то толком не сможет. Если силы духа не хватит, начнется ропот и жаление самого себя – вот такой «замечательный» исход. При том, что есть сегодня эффективные средства, которые помогают контролировать течение болезни и при адекватной терапии избежать осложнений. Я как врач рекомендую лечиться. Мне кажется, не лечиться – это безответственно. У всех же есть дети, есть родные люди, есть родители, есть земные дела, которые Господь нам поручил. А отказаться от лечения с тем, чтобы якобы принять на себя добровольные страдания и через них очиститься, – вряд ли получится. Потому что сам доставишь страдания ближним, всем окружающим и обществу. Старцы, монахи, святые, бесспорно, являют нам всем духовный пример. Но кто из нас может скажет: «Да, я достиг такого же уровня…»?

– Дмитрий Иванович, что Вы можете посоветовать отвечать звонарям, у которых человек просит: «Пусти постоять у тебя на колокольне, пока ты звонишь, а то у меня здоровье очень слабое»?

– Непростой вопрос. С одной стороны, зачем его туда пускать? Что там делать? А если он упадет? А если инсульт? А с другой стороны, просто прогонять тоже нельзя…

И как врач, и как звонарь, и как публичное в церкви лицо – председатель регионального отделения Общества православных врачей, – считаю для себя возможным, нужным и должным сделать ряд официальных заявлений относительно самой идеи о том, что колокольный звон является целебным.

Колокольный звон – это часть церковной жизни, церковной службы, прежде всего. У него есть четкое предназначение: призывать верующих на молитву, подчеркивать особо торжественные части богослужения, обозначать определенные церковные события. Поэтому к церковному звону мы относимся с уважением, с трепетом, с молитвенным благоговением, понимая, что это – не просто музыка, а наше участие в послушании и в церковной службе. Поэтому для православных христиан вдвойне недопустимо усматривать в колокольном звоне какую-то целебную силу, которая их ведет к телесному здравию и как-то исцеляет от язвы желудка, от гриппа или от чего-то еще. Такое оккультное мистическое мировоззрение совершенно несовместимо с православным вероучением. Верующему человеку следовать таким советам категорически не рекомендуется. Самое правильное – это обратить внимание на свое внутреннее молитвенное состояние.

А к колокольному звону нужно относиться, как ко всему в Церкви. Мы же не можем сказать, что лечат свечи, церковный хор или Литургия. Мы все прекрасно понимаем, что, участвуя в церковной жизни, в церковных Таинствах и в церковной службе, мы как бы доверяем самих себя Богу, в том числе и тело, и здоровье свое доверяем, и что уж получается по нашим грехам, по нашей молитве или по промыслу Божию, то у нас и есть. Поэтому, если человек болен, он должен ходить к врачам, он должен лечиться, но должен и молиться. Если он человек церковный, должен обращаться к Таинствам, к священнослужителям и получать помощь, если это Богу угодно.

Что касается людей нецерковных, то для них, наверное, все — и горящие свечи, и мерцающие лампады, и красивые иконы, и колокольный звон сливаются в один некий мистический таинственный ритуал, в котором каждый усматривает что-то для себя. Кто-то ищет здравия телесного, кто-то семейного счастья, кто-то ходит даже со своими житейскими проблемами. Например, для того, чтобы злого соседа милиция забрала. Это опять же совершенно не годится – такой подход и такое отношение к колокольному звону. Это мистика, оккультизм, с которым церковь боролась, борется и будет бороться и дальше.

– Есть мнение, что колокол излучает ультразвук, способный очищать пространство. С одной стороны, он подавляет жизнедеятельность болезнетворных микробов, а с другой стороны, прогоняет грызунов – их переносчиков – которые, не выдерживая колокольного звона, уходят. Что это? Научные данные? Мистика? Или просто тайна, сокрытая от понимая человека?

– Начать нужно с того, что грань между не-наукой и наукой очень простая. Есть определенный критерий научного знания. Первое — должна быть экспериментальная подтвержденность, второе – повторяемость, и третье — статистическая достоверность. Так, какая должна быть доказанная модель воздействия колокольного звона на человека? Например, «десять тысяч пациентов с язвой желудка лечились колокольным звоном. Другие десять тысяч лечились колокольным звоном, но на них были надеты наушники. И еще десять тысяч больных не лечились колокольным звоном. Они все одинаковы при всех прочих условиях. Исследование шло в тридцати странах, и в нем принимали участие больные всех рас. Мужчины, женщины, подростки и старики. Потом все результаты свели воедино, высчитали статистическую достоверность и пришли к выводу, что в тридцати восьми процентах случаев колокольный звон улучшает течение язвенной болезни желудка». Вот это – научное знание. Эксперимент можно повторить, он несет в себе статистическую погрешность, и он четко объясняет механизм. Скажем, «в процессе воздействия звона возникла стабилизация мембран, повысился уровень липопротеидов, уменьшилось количество адреналина. В итоге клетки плоского эпителия начали размножаться, и произошло реальное оздоровление». Вот это – научное знание.

Если говорить про духовную сторону жизни, то там тоже есть знания, подтвержденные опытом, подтвержденные духовной жизнью многих поколений. Там просто другая методология совершенно. Там статистикой никто заниматься не станет. Это другой мир со своими законами, своими представлениями, своими критериями эффективности. Это область Веры, и там вообще нельзя применять научные методы: рассматривать физические поля, делать какие-то измерения. Сразу в ересь впадаешь и согрешаешь — это духовный мир. Он не измеряется ни килограммами, ни граммами, ни метрами в секунду.

А есть еще псевдонаука. Она предполагает фантазирование. Или какие-то абсолютно авторские эксперименты и методы, которые научным сообществом не признаются и которые повторить нельзя, с непонятно какими статистическими выкладками, не соответствующими стандартам научного исследования. Скорее всего, теория о том, что колокольный звон «дезинфицирует» пространство, находится в области псевдонауки.

Насчет же инфра- и ультразвука как такового, то он действительно влияет на человека. Например, если сейчас начать водить по стеклу железом, то, у всех, как минимум, раздражение возникнет. Это обычные вещи — воздействие на нервные клетки — возникает рефлекторный ответ в организме, повышается уровень гормонов, у человека начинает меняться настроение и т.п. Эти физические составляющие есть и у колокольного звука. Так же, как на солнце мы потеем, на ветру мерзнем, услышав сигнал машины, можем испугаться…

Дмитрий ИНДИНОК

– Когда ставится новый храм и впервые звучит колокольный звон, то возникает большой процент людей, которых это раздражает. Потом проходит какое-то время, и они начинают уже чувствовать потребность в этом звоне. Бывали случаи, что люди приходили и спрашивали: «А почему нет колокольного звона? Что случилось?» Как Вам кажется, можно рассматривать такие случаи, как влияние колокольного звона на душу человека?

– Мне кажется, что именно в России у людей в генетической памяти заложена эта особенная любовь к колокольному звону. И ассоциации родной земли с колокольным звоном сидят внутри глубоко-глубоко. Для нас Россия без колокольного звона немыслима. Это как какая-то составляющая часть нашего пейзажа, нашей жизни, нашей исторической памяти. Почти у каждого из нас предки разбирались в колокольном звоне, понимали его смысл и назначение. И сегодня мы слушаем колокола, радуемся им и чувствуем, как они пробуждают душу. И возникает какое-то особое чувство: красивый храм, красивый звон, любящий пастырь – священник – которого, кстати, если в маленький поселок привести, то тоже поначалу могут не принять: «Иди отсюда, поп!» А через год на руках носить будут. Такие случаи тоже известны. Мне кажется, это вещи одного порядка.

Есть сила Божия, которая непрестанно напоминает людям, что мы в этой временной земной жизни не только колбасу должны кушать. А колокольный звон – часть этого напоминания, вот и все. И никакой мистики здесь нет.

Беседовали Алексей ТАЛАШКИН и Татьяна ЛИПКИНА
Текст впервые опубликован в журнале «Сибирская звонница»,

№4 (27) 2012, с. 8-11.

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68