По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Крест Господень

Накануне Крестопоклонной недели Великого поста представляем вниманию читателей сайта храма Михаила Архангела подборку из книг, выставленных в читальном зале библиотеки о силе креста и крестного знамения. По воскресным вечерам Великого поста во многих храмах Русской Православной Церкви служится особая церковная служба – Пассия. На середину храма выносится крест, читаются Акафист Страстям Господним и главы Евангелия, повествующие о страданиях и распятии Господа. И мы стоим и вновь и вновь переживаем эти страшные и святые события. И это наше предстояние пред Крестом и Евангелием помогает нам особенно остро ощутить, какая Великая Жертва принесена за нас.

В книге "Пред Крестом и Евангелием" собраны глубокие размышления одного из лучших проповедников нашего времени протоиерея Александра Шаргунова о Кресте Христовом, о суде Божием над миром, о том, что наш Бог – Бог страдающего мира, о радости в скорбях и смысле страданий, о Божественной и человеческой справедливости и о том, что значит – следовать за Христом. И эта книга предназначена для чтения, конечно же, не только Великим постом, ведь не только постом мы должны предстоять Господу.

Вся данная книга разделена на 4 части в соответствии с четырьмя Евангелиями – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна и включает в себя избранные проповеди, произнесенные отцом Александром за 35 лет священнического служения. Автор рассматривает те или иные евангельские места через призму Креста, на котором пострадал Господь.

В предисловии автор пишет: «Христос - на Кресте. Бог Живой вошел в глубину человеческого страдания, в смерть, в грех, во все наши искажения и нашу незавершенность. Бог вошел в нашу жизнь, чтобы все сделать совершенно другим, чтобы грех больше не был грехом, и смерть не была больше смертью. Чтобы человеческая судьба перестала быть безысходной. Человек в лице Иисуса из Назарета, Праведник, ответил на зов Бога Живого. Он взял на Себя грех мира. Это значит - Он абсолютно отделил Себя от греха мира, от всего, что есть злоупотребление властью, идолопоклонство, неверие, нечистота, материализм, ложь. Сказал «нет» всему греху мира, всему, что связано со смертью».

«Крест Христов, по словам священника, - это встреча Бога, входящего в человеческую смерть, и человека, страждущего слуги Господня. Это не просто переворачивающая душу смерть, какой бы она ни была. Смерть Христова — событие, столь же значительное, как творение мира. Мы призываемся увидеть глазами веры, что произошло между Богом и людьми в этот день. Повествование Евангелия о Страстях Христовых дает нам ключ к этой тайне. Оно касается наших глубин, нашей свободы, самого главного в нашей жизни. Того, что делает нас осмысленными существами, открытыми истине, ищущими Христовой любви. Как можем мы воспринять это слово?»

По словам автора, "недостаточно его услышать, надо его исполнить". Глубоко войти во встречу Бога, взявшего на Себя наши страдания, и Человека, отделившего Себя от греха мира. Прежде всего надо увидеть в Кресте Христовом точку опоры, с помощью которой мы можем перевернуть свой мир и решиться встать у Креста Христова. Так далеко пойти в доверии Богу Живому, как только открывает нам Крест. Чтобы среди бурь этого мира он стоял якорем нашей жизни. И затем, день за днем, следуя за Господом, говорить «нет» (не одними устами) всем попыткам строительства жизни без Бога. Всему, что опирается на подтасовки, на ложь, на материализм, на идолопоклонство. Потому что у человека всегда есть возможность поклонения не Кресту Христову, а идолам. Христос оставил их до времени в мире, чтобы многими скорбями мы приобщились Его Кресту.

Как отмечает отец Александр, «Каждый человек без исключения стоит перед Крестом Христовым. Тем, кто воспринимает его с сомнением или безразличием, кто смотрит на Крест Христов, не видя его, Церковь говорит: «Может быть, это ваш решающий час, возможность выйти из состояния сна». Тем, кто уже вместе со всеми приносит поклонение Кресту, но боится слишком глубоко войти в его тайну, потому что это потребует такого разрыва с грехом, такой жертвенной отдачи, на которую страшно отважиться, — Церковь говорит: «Пришло время явить мужество. Если блеснула вам хоть капля благодати, идите туда, куда зовет вас свет, не колеблитесь, сбросьте с себя греховные узы».

«Тем, кто верует в Крест Христов и, тем не менее, мучим неверием в свое спасение из-за постоянных поражений, кто думает: «Слишком велика моя вина, нет мне прощения», — Церковь говорит: «Крест Христов, перед которым мы предстоим, — благовестие Божия долготерпения. Сколько бы ты ни падал, снова вставай и начинай сначала. Ты знаешь, где свет, иди к нему. Крест Христов — свет, в котором нет никакой тьмы. Где покаяние, всегда рядом прощение — даром Креста». Тем, кто сокрушен скорбями, кто побеждаем унынием, Церковь говорит: «Крест Христов может дать утешение среди самых тяжких бед. Он один может освободить от пустоты и бессмыслицы жизни. Среди бессердечия и ненависти он может помочь узнать возможность новой любви. И понять, почему “прииде Крестом радость всему миру”».

«Среди крушения всего Крест укрепляет нашу надежду, возвращает нам мужество быть христианами. Как бы ни безумствовал мир, мы знаем, что Крестом Христовым повернулось однажды течение истории. И мы знаем — благодатью Креста и Воскресения, — что Христос спас людей. Радость, исходящая от Креста Христова, переполняет Церковь. Но и печаль — оттого что столь многие не решаются идти за Господом путем совершенного отделения себя от всякого греха. Не зная неисследимой глубины Креста. Для них Крест Христов символизирует любовь к скорбям и презрение к жизни. В то время как Крест Христов — торжество жизни и то, что придает смысл нашим скорбям».

Отрывок из книги  "Крест Господень". Помельцова Е.:

При рассмотрении многочисленных и замечательно красивых крестов, украшающих главы русских церквей, приходит понимание, что истоки для создания столь необычных форм находятся не в прямом (каноническом) церковном предании о форме креста, а в словах молитв и проповедей, которые рассказывают о нем. Возьмем несколько примеров из книги, в которой собраны наиболее известные молитвы, проповеди исторические сведения и рассказы о кресте. «Крест – оружие против врагов, скипетр царствия, венец красоты, твердыня веры, путеводитель слепых, свет для сидящих во тьме, наставник невеждам, учитель юношам, приставник отрокам, пестун младенцам, попратель греха, вестник покаяния, глашатай правды. Крест – лествица в небо, залог жизни, смерть для смерти, дерзновение к Богу, ключ к Небесному Царствию. (...). Крест – царь любви, умиритель мира, - кратко сказать: Крест – глава страданий Христовых, венец совершившихся для нас чудес».

Отрывок из книги Дмитрия Семеника. "Крест Христов. Умилительные слова о крестных страданиях Спасителя":

Для Бога нет времени. Христос и сейчас распят за нас. Тяжело тебе – посмотри на Крест Христов и познай, что такое тяжесть. Радостно – взгляни на Крест, которым пришла к тебе радость. Грешишь – посмотри, в Кого забиваешь гвозди. Делаешь добро – вспомни, Чьё оно на самом деле. Тебе кажется, что тебя не любят, – взгляни на Любовь, распятую ради тебя. Не надеешься на исполнение твоей молитвы? Вот Крест, на котором распялся Бог, чтобы ты знал, что всё получишь. Этим Крестом живём. С надеждой на него умираем. Им воскреснем! (Святитель Иннокентий Херсонский).

Отрывки из книги святителя Игнатия Брянчанинова "Крестоношение":

Святитель Игнатий (Брянчанинов), великий подвижник и духовный писатель, был одним из тех, кто переложил предшествующий святоотеческий опыт духовной жизни на язык, доступный современному человеку. В сборник «Крестоношение» вошли труды святителя, которые помогают нам шаг за шагом войти в мир духовного делания и утвердиться в нем. Книга открывается до совершенства отточенными по форме словесными миниатюрами – плодами молитвы и богомыслия при созерцании природы. Последующие труды предлагают нам навык познания себя, своего ветхого человека, и конкретное руководство в повседневной жизни: как читать Евангелие и творения святых отцов, как распознать действие страстей и побеждать их добродетелями, стяжать и сохранить чистоту и истинное смиренномудрие, как научиться внимательной жизни и терпению скорбей, составляющих тот крест, который лишь «дотоле тягостен, доколе он пребывает крестом своим. Когда же он преобразиться в Крест Христов, то получает необыкновенную легкость», ибо сказал Господь: иго Мое благо, и бремя Мое легко есть (Мф. 11, 30).

Отрывок из книги святого праведного Иоанна Кронштадтского "О Кресте Христовом":

Настоящее рассуждение мы посвятим исследованию о кресте Христовом, и именно представим археологическое исследование об его форме, с целью показать раскольникам из самой древности и всеобщности употребления креста четвероконечного, что эта форма его есть форма истинная и что все другие виды креста суть только видоизменения этого истинного вида креста, и в существе дела составляют один и тот же крест Христов. Этим само собою будут опровергнуты как нелепые и не имеющие никакого основания хулы раскольников на четвероконечный крест. Что же касается оснований мнимых старообрядцев, приводимых в подтверждение их верований в восьмиконечный крест, то мы предположили кратко разобрать и опровергнуть их в самом конце рассуждения.

 

Глава 17 из книги cвятителя Иоанна Тобольского (Максимовича) "Царский путь Креста Господня, вводящий в жизнь вечную":

Должно хвалиться о кресте («А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» (Гал.6, 14))

Желая преподать Ставрофиле высшее спасительное наставление, Ангел сказал ей: «Теперь, Ставрофила, еще следует тебе несомненно убедиться, что высшее достоинство, высшая слава и высшая честь состоят в том, чтобы по примеру Господа и ради Господа нести крест. Не честь ли рабу, если он пьет из одной чаши с Царем и Господом? А это сбывается тогда, когда чашу скорбей, которую Господь испил до дна, Он подает испивать и другим. Потому и Апостолам Своим, желавшим сидеть одесную и ошуюю Его, Он сказал: «чашу Мою будете пить» (Матф.20, 23), научая их, что знамение великой Его любви к ним и залог вечного наследия-соделать их здесь участниками чаши страданий Его. Это достоинство чаши страданий совершенно познали Апостолы Петр и Павел, из коих один говорит так: «вам дано ради Христа не только веровать в Него, но и страдать за Него» (Фил.1, 29); в другой: «но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете. Если злословят вас за имя Христово, то вы блаженны, ибо Дух Славы, Дух Божий почивает на вас» (1Пет. 4:13, 14). Вот величайшая честь, какую только можно иметь в сей жизни; и о сем тебе, Ставрофила, должно хвалиться».

СТАВРОФИЛА. Ты вразумлял меня, что ничего не должно делать из тщеславия и ради похвал человеческих, и что даже без нашего искательства прилучающуюся славу, которая примешивается ко всякому доброму делу, всячески должно отвергать. Как же мне хвалиться о кресте?

АНГЕЛ. Искать славы, или радоваться о предлагаемой славе возбраняется; ибо то и другое – зло. Однако не всякая слава отвергается; «Хвалящийся хвались о Господе» (2Кор.10, 17).

СТАВРОФИЛА. Что значит хвалиться о Господе?

АНГЕЛ. Это значит не самого себя прославлять, но ожидать хвалы и прославления от Господа, а все терпеть во имя Того, Чей дар есть самое терпение, чтобы Ему воздаваема была всякая честь, и чтобы все направлялось к Его хвале и славе. «Вся слава дщери Царя внутри» (Псал.44, 14), а не вне, не в «цвете травном» (1Петр. 1, 24), не в устах народа, но в Господе; ибо Бог есть Единый Судия совести, Ему Единому благоугождать должно; и благоутождать Ему есть единственная истинная и высшая слава. Так благоугождающий Ему всегда с Псалмопевцем будет говорить: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Псал.113, 9).

СТАВРОФИЛА. Слава Богу, что Он чрез Тебя наставил меня не в себе, а в Нем искать славы. Но так как крест был знамением бесчестия и позорной казни, то мог ли и Сам Господь похвалиться тем, что нес крест?

АНГЕЛ. Славы Своей Он не искал, и не желал угождать человекам; но всегда искал славы, которая от Единого Бога. Однако знай, что крест Он нес, как знамение державы Своей, по проречению Пророка: «владычество на раменах Его» (Ис.9, 6). Знамением начальства или владычества Христова был крест, ради которого Бог Отец и превознес Сына Своего; и как в знак достоинства иные носят воинское препоясание, а иные-венцы, так и Господь нес крест. И поистине, если ты внимательно рассмотришь, то увидишь, что Он в нас царствует не иначе, как чрез ношение креста и терпение скорбей; потому-то сластолюбцы и бывают врагами креста (Блаж. Феофилакт на 23 гл. Луки). Думаешь ли ты, что не было таинственного значения в том, что Господь Сам нес орудие мучения Своего? Это было для того, чтобы древо креста, которое Спаситель нес, как бы победное знамение Своего торжества, обратить в Скипетр Своего владычества, и на раменах непобедимого Своего терпения внести в мир древо спасения для поклонения всем народам, и чрез это самым примером Своим укрепить всех последователей Своих, к коим Он взывал: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Матф.10,38). И потому как не принимать с благодарностью бесчестия креста тому, кто Распятому на кресте воздает благодарение? нет ничего славнее, как нести поношение Христово; и потому слова Павловы: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа», суть поистине глас радости и спасения (Св. Льва беседа 8 о страстях Господних).

СТАВРОФИЛА. Подлинно великая слава носить крест. Как цари земные доказывают свою милость к приблаженным дарами и другими отличиями, так и Господь крестами, посылаемыми рабам Своим, являет, насколько они Ему благоугодили.

АНГЕЛ. О если бы это разумевали, и познавали все сыны человеческие, ищущие с такою ревностью земных достоинств и почестей, любящие «суеты и неистовления ложная» (Пс.39,5)! Нести крест ради Господа поистине славнее, нежели быть Апостолом, Учителем и Евангелистом. Это великое достоинство выше всякого царства и владычества. Кто любит Бога, и всем сердцем стремится к Нему, тот скорее изберет ради Его носить узы и крест, нежели пребывать на самом небе. Не так украшаете главу возложенный на нее венец с драгоценными камнями, как оковы и крест, понесенные ради Бога. На земле лучше страдать Бога ради, нежели быть прославлену от Бога (Св. Иоанна Златоуст. бесед. 8 на посл. Ефес.).

СТАВРОФИЛА. «Не все вмещают слово сие, но кому дано» от Бога (Матф.19. 11). Эту непостижимую для людей истину открывает не «плоть и кровь», но «Отец, Который на небесах» (Матф.16, 17).

АНГЕЛ. Так, Бог «утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Лук. 10, 21), т. е. младенствующим злобою. Понимал это Апостол Павел, который был мал в собственных своих очах, а велик в очах Божиих. «я гораздо охотнее, – говорил он, – буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен» (2Кор.12, 9, 10). Сравнивая же себя с прочими, он говорит: «Христовы служители? (в безумии говорю я больше». А это преимущество чем он приобрел? Послушай внимательно: «Я гораздо более [был] в трудах, безмерно в ранах, более в темницах и многократно при смерти. От Иудеев пять раз дано мне было по сорока [ударов] без одного; три раза меня били палками, однажды камнями побивали, три раза я терпел кораблекрушение, ночь и день пробыл во глубине [морской]» (2Кор.11, 23–25). Вот чем хвалится избранный сосуд Христов.

СТАВРОФИЛА. Когда я это слышу или читаю, всегда прихожу в великое удивление. И кто не подивится этому непобедимому терпению сердца Св. Апостола, и крепости его души, крепчайшей всякого адаманта? Будучи человеком смертным, он как на знамение Апостольства своего и отличительное свое преимущество указывает на беды, на страдания, тесноту, глад, жажду, мраз, наготу, от чего все люди отвращаются. Кто премудр и уразумеет сие?

АНГЕЛ. Это не совсем сокрыто и небезызвестно миру. Не говорили ли даже и язычники: „творить великие дела и переносить великие страдания свойственно Римлянам?» Огнь искушает злато, а скорби людей мужественных. Доблесть никогда не обнаруживается в отраде. Воины прославляются за свои раны, которые они получили, показывая свое мужество в опасностях. Полководец для защищения опаснейших мест посылает избраннейших воинов. Наставники требуют больших трудов от тех, кто подает более надежды. Равным образом и великие кресты посылаются избраннейшим и достойнейшим воинам Христовым. И кто причисляемый к такому сонму не похвалится о Господе?

СТАВРОФИЛА. И так если должно чем-либо хвалиться, то истинная слава-терпеть все для славы Божией, и искать о Господе и желать только этой, а не иной славы. Кто даст мне силу достигнуть славы Святых, и не хвалиться ничем, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа»? Господь мой – слава моя. Он веселие сердца моего. О Нем похвалюся и возрадуюсь весь день: «о себе же не похвалюся, только о немощах моих»? Пусть миролюбцы ищут и принимают славу друг от друга; а я буду искать славы от Единого Бога. О Боже мой! Ты Един истинный, Един милосердый, Ты слава моя, Ты для меня все! Тебе Единому слава, честь и хвала! Тебе Единому благословение, держава и благодарение да будет во веки веков. Аминь.


Спрашивайте эти и другие книги о Кресте Христовом в библиотеке храма и книжной лавке.

Библиотека открыта для читателей в субботу с 10:00 до 17:00, в воскресенье с 12:00 до 17:00.

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68