Каждый день и каждую седмицу Великого поста Церковь раскрывает нам сущность христианской веры, необходимость воздержания, покаяния, участия в богослужении и Евхаристии. Эта книга - ваш помощник и проводник по сокровищнице церковного предания. Она поможет вам вникнуть в слова богослужения и углубиться в душеполезные наставления святых отцов, подвижников и пастырей - всего около восьми десятков авторов, слова которых собраны здесь.
Составитель: Монахиня Евфросиния (Андреева),Ольга Соколова
Среди них наши русские святые и подвижники: Оптинские старцы и преподобный Серафим Саровский, святители Тихон Задонский, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Лука Крымский, Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов) и Афанасий (Сахаров), священномученик Фаддей (Успенский); знаменитые проповедники царского времени: протоиереи Валентин Амфитеатров, Сергий Модестов, Григорий Дьяченко; пастыри русского зарубежья: святитель Серафим (Соболев), митрополит Антоний Сурожский, епископ Александр Милеант, священник Александр Ельчанинов. Здесь же вы найдете поучения великих отцов и учителей Церкви: святителей Иоанна Златоуста и Григория Богослова, преподобных Ефрема и Исаака Сиринов, Макария и Антония Великих, аввы Дорофея и аввы Варсонофия; душеполезные проповеди русских старцев нашего времени: архимандритов Иоанна (Крестьянкина) и Кирилла (Павлова), схиигумена Саввы (Остапенко).
Отрывок из книги:
Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий). Молитва святого Ефрема Сирина – о празднословии
Господи и Владыко живота моего, дух празднословия не даждь ми!
И святой Ефрем молится об этом, и святой пророк Давид говорит в псалме своем: «Положи, Господи, хранение устам моим и дверь ограждения о устах моих» (Пс.140:3).
И Сам Господь Иисус Христос сказал, что "за всякое праздное слово дадим мы ответ на Страшном Суде" (Мф.12:36). Вдумайтесь, как это серьезно, как тяжело: за каждое, за единое праздное слово дать ответ.
А скажите, разве есть что-либо другое, к чему относились бы легче, чем к слову? Удивительно, поразительно, как люди не понимают огромного, колоссального значения слова человеческого.
Наша способность слова в значительной мере уподобляет нас Самому Богу. Бог словом сотворил весь мир (Быт.1:1), слово Божие имеет огромную, могущественную силу. Знаете, что пророк Илья словом воскрешал мертвых (3Цар.17:21–22), словом своим останавливал дождь, заключал небо и вызывал этим голод (3Цар.17:1), низводил дождь на землю (3Цар.18:42–45).
В чем же сила, заключающаяся в слове? Не думайте, что вырвавшееся из уст слово рассеивается в воздухе, и не остается от слова ничего. Это неверно. Слово живет, живет столетия, тысячи лет. До сих пор живут слова, которые изрекали великие Божии пророки, жившие за много столетий до Рождества Христова. Великие слова Моисея, великие слова, которые некогда говорили святые апостолы, те слова, которые изошли из уст подвижников Божиих, учение Церкви Божией, живы в течение тысяч лет.
А если слово живет тысячи лет, значит, это нечто чрезвычайно важное. Слово, исходя из уст наших, всегда производит действие, чрезвычайно глубокое на окружающих нас людей, даже на удаленных от нас людей.
Каждое доброе, мудрое слово живет в сердцах людских и приносит благие плоды на долгие годы. Всякое злое слово – клевета, ложь, злословие – тоже живет чрезвычайно долго, много лет, вселяется в умы, в сердца и близких, и далеких людей, направляет их мысли, их желания. Слыша злые наши слова, отравляются ими, подражают нам и испускают такие же злые, ядовитые слова.
Благодатные и мудрые слова святых созидают правду в мире, творят вечное добро, а злые, греховные слова приносят безчестье, ненависть, приносят огромный вред людям окружающим, даже всему человечеству.
Слова живы, несутся как волны радио, несутся в пространстве и вливаются в сердца и умы людей. Слова – огромная сила, соединяющая или разъединяющая людей. Соединяющая, когда слово полно правды и истины, разъединяющая, когда оно полно клеветы и злобы к людям. Если бы люди были лишены слова, уподобились бы они животным, и жизнь человеческая была бы расстроена.
Вот как велико, как глубоко значение человеческого слова. Вот почему молится святой Ефрем об избавлении от празднословия, от пустословия.
Вы все встречали в жизни немало людей, особенно женщин, которые болтают, болтают и болтают без конца, неудержимо, и не знает при этом язык их никакой усталости: мелет, мелет и мелет. Все, что говорят они, пусто, никому не нужно. И Ефрем Сирин молит Бога избавить его от празднословия. Боялся он пасть, чтобы язык не погубил его, а эти несчастные болтуны ничего не боятся.
Вы знаете, что этих пустословов часто люди терпят – болтают, и пусть себе болтают – а им кажется, что слушают их с удовольствием, не знают того, что в глубине сердца все тяготятся ими, ненавидят их. Так велико зло празднословия, зло, которое причиняют болтовней своей.
Если язык болтает и празднословит, то и мысли блуждают, не сосредотачиваясь ни на чем глубоком, истинном, важном, блуждают безцельно повсюду, как блуждает несчастная дворняжка, виляя хвостом. Как их мысли, так и чувства, так и направление их желаний, их деятельность – все пусто, ничтожно. Душа голодает, человек противен другим, себе самому причиняет тяжкий, тяжкий вред. Вот каково значение празднословия.
Люди мудрые, живущие жизнью духовной, никогда не празднословят, они всегда молчаливы, сосредоточенны. В Древней Греции в чрезвычайном почете были философы и мудрецы. Философы не принимали к себе в ученики никого прежде, чем человек не докажет, что умеет молчать. А разве экзамен молчания выдержал бы теперь кто-либо из празднословящих? Конечно, нет.
Если так тяжел порок празднословия, как отделаться от него, что делать с неудержимым языком нашим? Нужно делать то, что делал Ефрем Сирин: нужно молить Бога об избавлении от этого порока, и подаст просимое Господь Иисус Христос. Нужно избегать общения с людьми празднословящими, подальше, подальше уходить от них, искать общества немногих мудрых, которые отверзают уста свои, чтобы сказать что-либо полезное, от кого не услышишь праздных, душевредных слов.
Чрезвычайно внимательно следить за собой, приобрести привычку наблюдать, что говорите, чем занят язык ваш, привыкнуть держать язык в узде. Не позволяйте ему праздно болтать. Припоминайте вечером, что говорили днем, не болтали ли, не оскорбили ли кого, не лгали ли, не ябедничали ли. Если усвоите эту привычку, то привыкнете следить за языком, за каждым движением и сдерживать его.
Помните, чем больше человек сосредоточен на главном, внутреннем, на истинном, чем больше времени полагает на чтение Евангелия, Священного Писания, творений святых отцов, тем более проникается их мудростью и тем больше теряет охоту праздно болтать. Приобрести власть над языком – дело великое.
Апостол Иаков в соборном послании своем говорит: «Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело» (Иак. 3, 2).
Понимаете ли, что значит обуздать все тело? Это значит, подчинить тело высшим целям духовной жизни, обуздать все похоти, страсти, все дурное, к чему влечет плоть. Начните с обуздания языка, и если достигнете этой цели, стяжите совершенство и обуздаете все тело ваше. А если обуздаете все тело свое, будете чисты и праведны пред Богом. Этой чистоты и праведности да сподобит вас всех Господь, а молитва Ефрема Сирина да будет всегда напоминать об этом. Аминь.
Спрашивайте "Душеполезные поучения на каждый день Великого поста" в книжной лавке.
Лавка работает каждый день с 8-00 до 18-00, перерыв с 11-30 до 12-00.
Братья и сестры, помните, что приобретая товары в лавке, вы вносите пожертвования на содержание храма.