По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Книги к Великому посту

Человек, от начала до конца проходящий дни Великого поста, с каждым днем, как по лестнице духовного восхождения, ступенька за ступенькой приближается к тайне Пасхи Христовой. Особенно полезно питать душу в эти дни чтением книг, в которых приводятся объяснения значения каждого дня поста, высказывания святых отцов, особые наставления, примеры подвижнической жизни святых и избранные песнопения из церковного богослужения.

 

Чтение на каждый день Великого поста. Составитель: Дементьев Дмитрий.

Каждая неделя Великого поста и каждый день поста посвящены определенному событию или святому и имеют свой духовный смысл, свою духовную направленность. Великий пост для человека, живущего церковной жизнью, – это путь преображения человеческой души. В соответствии с этим построена и структура книги «Чтение на каждый день Великого поста», описывающая каждый день поста в отдельности, и охватывающая весь период Великого поста, начиная с подготовительных его недель и до праздника праздников – святой Пасхи. Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями. «Расторгнем всякий союз неправды» – призывают нас в эти дни церковные песнопения. «Если мы воздерживаемся от мяса, но поедаем своих ближних, это насмешка над постом», – говорит святоотеческая мудрость. Подлинное значение поста ярко раскрывается в одной их стихир: «Оставим телесное сладострастие, возрастим душевные дарования…». «Весной души» называют церковные люди великопостное время.

 

Глава из книги "Чтение на каждый день Великого поста":

Подготовительная неделя перед Великим постом «Воспоминание Адамова изгнания из Рая». Прощенное воскресенье.

Свое наименование «Сырной» эта седмица получила от того, что Святая Церковь, постепенно вводя верующих в подвиг поста, с наступлением сырной седмицы ставит их на последнюю ступень приготовительного воздержания запрещением вкушать мясо и дозволением вкушать сыр и яйца, чтобы приучить отказаться от приятных яств и без печали переходить к посту. В просторечии она называется масленой или Масленицей.

Святая Церковь называет ее «светлым предпутием воздержания» и «началом умиления и покаяния». В среду и пятницу сырные поста нет, и дозволяется вкушать, как и в течение всей сырной седмицы, сыр, яйца и рыбу.

В среду и пятницу этой седмицы Церковь не совершает Литургии, а вместо нее – часы, и, как во дни Четыредесятницы, в эти два дня с коленопреклонением произносят молитву святого преподобного Ефрема Сирина.

Кроме того, в каноне среды этой седмицы, для примера и поощрения приготовляемых к посту, Церковь прославляет ветхозаветных святых, пребывавших в подвигах поста. В субботу сырную воспоминаются «преподобнии отцы и священноначальницы Господни, со священномученики и женами святыми, именованнии и не именованнии вси», «в постничестве просиявшия светло, преподобно же пожившия». Подобно тому как вожди перед ополченным войском, уже стоящим в строю, говорят о подвигах древних мужей и тем одобряют воинов, так точно святые отцы вступающим в пост указывают на святых мужей, просиявших в посте, и научают, что пост состоит не только в отчуждении снедей, но и в обуздании языка, сердца и очей. 

"Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений наших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше".

Мф.6, 14–21

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их,

то простит и вам Отец ваш Небесный.

Мф. 6, 14

В эту Неделю Святая Церковь приводит нам на память изгнание прародителей из рая за непослушание и невоздержание, чтобы этим несчастьем нагляднее представить всю важность предлежащего подвига, а в утрате райского блаженства указать предмет, достойный покаяния и слез. Пример прародителей показывает нам всю тяжесть греха и его пагубные последствия и научает убегать невоздержания, как начала и источника грехов, и обращаться к покаянию как единственному средству избавления от гнева и суда Божия. В евангельском и апостольском чтениях Святая Церковь предлагает последние свои наставления касательно подвига собственно поста. Пост должен начаться прощением людям их согрешений и отвержением дел тьмы, состоять в нелицемерном исполнении правил пощения и неосужденном отношении к ближним. Примирение со всеми, отпущение и прощение всем согрешений пред нами – есть первое, главное и необходимое условие примирения нашего с Богом, очищения и оправдания от грехов. Без этого примирения со всеми, без этого погашения взаимных огорчений и вражды между собою нельзя приступать ко Господу, нельзя и начинать святые поприща поста и покаяния. Отсюда произошел обычай православных христиан испрашивать прощение друг у друга, равно как ходить на могилы умерших для той же цели, почему самый день называется в просторечии прощеным и прощальным.

 


Святой Иоанн Златоуст учит: «Прощать другим мы должны не на словах только, но от чистого сердца, дабы своим памятозлобием не обратить меча против себя. Оскорбивший нас не причинит нам зла столько, сколько мы сами причиним себе, питая в себе гнев и подвергаясь за то осуждению от Бога. Если мы возлюбим обидевшего нас, то зло обратится на главу его самого, и он жестоко постраждет; а если будем негодовать, то сами постраждем, и притом от самих себя».


Этим днем заканчивается вкушение сыра, яиц и рыбы, почему эта Неделя называется так же и сыропустом, то есть отпущением или прекращением сыра.

О ПРОЩЕНИИ БЛИЖНИМ

Все желающие приступить к подвигу поста и молитвы, все желающие пожать плоды от своего покаяния, услышьте Слово Божие, услышьте завет Божий: простите ближним согрешения их пред вами.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Ты постишься? Умилостивь того, кого ты обидел, никогда не завидуй брату, ни к кому не питай ненависти.

Святитель Иоанн Златоуст

Если ты, человек, не прощаешь всякого согрешившего против тебя, то не утруждай себя постом и молитвой... Бог не примет тебя.

Преподобный Ефрем Сирин

Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших (Мф. 6, 14–15). Какой простой подручный способ спасения! Прощаются тебе согрешения при условии прощения прегрешений твоего ближнего против тебя. Сам, значит, ты в своих руках. Переломи себя от немирных чувств к брату, перейди к искренне мирным – и все тут. Прощеный день, какой это великий небесный день Божий! Когда бы все мы как должно пользовались им, то нынешний день из христианских обществ делал бы райские общества и земля сливалась бы с Небом...

Святитель Феофан Затворник

Хотя обязанный просить у тебя извинения и не просит его, и не беспокоится о том – почему и ты мог бы счесть для себя извинительным не прощать ему сделанных против тебя проступков, – однако ты, несмотря на то, прости его, если можно, призвав его к себе, а если это невозможно, сам в себе, не показывая своими поступками, что желаешь отомстить.

Преподобный Исидор Пелусиот


Библиотека открыта для читателей в субботу с 10:00 до 17:00, в воскресенье с 12:00 до 17:00.

Календарь



† Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68