По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Дары родившемуся Христу (К празднику Рождества Христова)

Христос с небес, срящите.

Когда Господь наш Иисус Христос благоволил нашего ради спасения родиться от Пресвятой Девы Марии, все создания Божьи поспешили на встречу Ему, воздали Ему честь и принесли свои дары: земля — вертеп, небо — звезду, путеводящую к Солнцу правды, бессловесные — ясли, бедные пастыри — поклонение, цари — многоценные дары, воинства небесные — славословие. Что же нам принести в дар Богу, Спасителю нашему?

Когда мы желаем сделать дорогому для нас человеку какой-нибудь дар, мы стараемся наперёд узнать, что бы могло наиболее порадовать его, что ему было бы особенно приятно, сообразуемся с его волею и взглядами. Что же ожидает, что желает от нас Господь?

Когда спросили у Господа, какая наибольшая заповедь, Господь отвечал: «Возлюби Господа Бога Твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим» (Мф. 22, 37). Спросим же себя: «Мы, получившие живот от Живота всех, Бога, для приношения Ему плодов живота, приносим ли Ему в дар жизнь свою, плоды своей жизни, как праотцы, пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные, праведные и все святые? Даже думаем ли об этом ежедневно? Не для себя ли только живём? По заповедям ли и уставам Жизнодавца живём? Если нет, то что препятствует? Любовь к себе, самолюбие? Принесём любовь к себе в жертву любви ко Господу, ибо что такое мы сами по себе? Грех, растление».

«Любить Бога всем сердцем — значит не иметь ни к чему в мире пристрастия и отдать всё сердце Господу Богу, творя во всём волю Его, а не свою; всей душой — то есть весь ум иметь всегда в Боге, всё сердце всегда утверждать в Нём и всю волю свою предавать Его воле во всех обстоятельствах жизни, горестных и печальных; всей крепостью — то есть любить так, чтобы никакая противная сила не могла нас отторгнуть от любви Божьей, никакие обстоятельства жизни: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни высота, ни глубина, ни меч; всей мыслью — то есть всегда думать о Боге, о Его благодати, долготерпении, святости, премудрости, всемогуществе, о Его делах и полностью удаляться суетных мыслей и воспоминаний лукавых. Любить Бога значит любить всей душой правду и ненавидеть беззаконие, любить Бога значит ненавидеть себя, то есть своего ветхого человека. В нас, в наших мыслях, в нашем сердце и в нашей воле есть сила злая, чрезвычайно живучая и действенная, которая всегда, ежедневно, стремится удалять нас от Бога, внушая суетные мысли, желания, попечения, намерения, предприятия, слова, дела, возбуждая страсти и подстрекая к ним с силою, именно к злобе, зависти, любостяжанию, гордости и честолюбию, тщеславию, праздности, непослушанию, упрямству, обману, невоздержанию. Любить Бога значит исполнять заповеди Его».

Любить Господа для нас должно быть так же естественно, как и своих родителей, даже более естественно. «Любовь Господня, больше любви матери. Мать носила меня во чреве и произвела меня на свет Божьим устроением; потом стала кормить, ласкать меня, на руках носить; когда же я стал сам в состоянии ходить, тогда перестала мать носить меня на руках своих. Я начертал тебя на дланях Моих; стены твои всегда предо Мною. (Ис. 49, 16). Он сила моя, покой мой, сладость и радость моя, свет ума и сердца моего; Он постоянно питает меня разнообразными произведениями земли. Он пища моя крепкая и питие неисчерпаемое (из акаф. Иис. Сладч. ик. 10). Господь сначала бытия нашего до смерти нашей ни на минуту не оставляет нас, каждое мгновение промышляя о нас, как наседка о птенцах своих. Он надежда и в смерти нашей, Он жизнь по смерти нашей, Он утешение на суде Его».

«Сын мой! Отдай сердце твоё мне!» (Притч. 23, 26) — говорит Господь. «Принеси Богу в жертву сердце своё, отдай его всецело Вседержителю». Но что значит принести Богу своё сердце? Это значит соблюдать чистоту сердца от нечистых помыслов, от греховных движений, от всякой лжи и неправды. «Бог никакой самой малой мгновенной нечистоты не терпит в тебе, и тебя тотчас по допущении в сердце какого-либо нечистого помысла оставляет мир и сам Бог».

«Ты говоришь: что мне делать с моим сердцем? Противоречит оно всему истинному и святому, расслабляется неверием там, где нужна крепкая вера, не трепещет и даже готово смеяться там, где должно трепетать и страшиться. Сердце моё должно прилепляться к Единому Богу: мне благо приближаться к Богу! (Пс. 72, 28), а оно — что за слепота и извращение! Прилепляется к сластям века сего: к пище, питью, плотской сласти, к деньгам, к этому праху, к одеждам, к этому тлену, к цветам исчезающим, к узорам, к покроям, привлекающим глаз, к роскошно убранным покоям и т. п. Странное дело! Меня, христианина, небесного человека, занимает всё земное и мало — небесное. Я во Христе переселён на небеса, а, между тем, всем сердцем привязываюсь крепко к земле и, по-видимому, никогда не хотел бы быть на небе, хотя земное, при своём услаждении, тяготит и мучит меня, хотя я и вижу, что всё земное ненадёжно, тленно, скоро минует, хотя и знаю, и чувствую, что ничто земное не может насытить моего духа, умирить и усладить моего сердца, постоянно мятущегося и огорчаемого земной суетой. Что делать, что делать мне с моим сердцем?»

Надо постоянно внимать своему сердцу, весьма тщательно нужно смотреть за нивой сердца своего, чтобы не росли на ней плевелы зла, лености, неги, роскоши, безверия, любостяжания, скупости, зависти, ненависти и проч., ежедневно полоть ниву сердца своего, по крайней мере, на вечерней и утренней молитве, освежать её спасительными вздохами, как ветрами благорастворёнными, орошать ее обильными слезами, как дождём ранним и поздним. Кроме того, всеми мерами нужно внедрять в ниву сердца своего семена добродетелей — веры и надежды на Бога, любви к Богу и ближнему, удобрять и оплодотворять её молитвой, терпением, добрыми делами, ни на час не оставаться в совершенной праздности, ибо во времена праздности и бездействия враг усердно сеет свои плевелы.

«Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль!» — говорит Господь. «Не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих; ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор… Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её». (Псал. 49). Что же угодно Господу? «Жертвы Ты не желаешь, — говорит пророк, — я дал бы её; к всесожжению не благоволишь. Жертва Богу дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже». (Пс. 50). Припадём и мы к яслям нашего Спасителя с истинным смирением, с полным сознанием своей духовной нищеты.

«Вочеловечивыйся нас ради, Слове Божий и Боже! Ты пришел обновить растленное грехом естество; обнови мя, растлившего себя страстями и похотями, обнови и душевно и телесно, да буду чист сердцем для славы Твоего имени. Ты пришел просветить нас, просвети омраченное страстями сердце мое. Се, я крайне немощен и не могу без Тебя творить ничего доброго; не могу без Тебя ни мыслить, ни чувствовать хорошего, ни говорить, ни делать; я решительно немощен для всякого добра без Тебя; дай же мне благодать, дай свет и силу мыслить и чувствовать добро и удобно совершать его, говорить и делать, что Тебе благоугодно. Даждь нам, Господи, всегда имети с Тобою, Пребожественною Главою нашею, живую связь, яко членам тела Твоего, связь в мыслях сердечных, в молитве и делах. Отпадение от Тебя сердец наших есть тьма и смерть, Господи, есть скорбь и теснота, стыд, и уничтожение, и мерзость духовная. С Тобою же нам свет, жизнь, мир, радость, простор сердцу, дерзновение, величие и святыня. Сохрани нас в Твоей святыне! Очисти, освяти и спаси мя! Сердце чисто созижди во мне, Боже!»

Затем как выражение нашей любви к Господу принесём святую милостыню — дар, особенно Ему угодный. «Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне!» — говорит Господь (Мф. 25, 40). Бог Сына Своего Единородного не пощадил для человека: Сын Божий сошёл с неба на землю, где Он не имел места главу преклонить. «Что же после этого мы пожалеем для ближнего: пищи ли, питья ли, одежды ли для его одеяния, денег ли на его различные нужды? Одним много, другим мало даёт Господь для того, чтобы мы промышляли друг о друге. Так устроил Господь, что если мы щедрыми дарами Его благости охотно делимся с другими, то они служат для пользы души и тела, раскрывая наши сердца для любви к ближним. А если самолюбиво, скупо и с жадностью употребляем только сами и жалеем их для других, то они обращаются во вред душе, потому что жадность и скупость закрывают сердце для любви к Богу и ближнему и делают нас отвратительными самолюбцами, усиливая в нас все страсти».

У нас в старину на Святой Руси был прекрасный, истинно христианский обычай: перед наступлением великих праздников благочестивые предки наши, мужья и жёны, обходили темницы и дома бедных и делились с ними от своих избытков; и так как это делалось во славу Божью, во исполнение Божьей заповеди, то милость принималась охотно, без чувства огорчения. Что нам помешало бы в настоящее время держаться святого обычая наших христолюбивых предков? Не могут ли и ныне богатые помогать бедным, все по возможности подавать милостыню, принимать странствующих, посещать больных, утешать печальных, наставлять невежд, вразумлять заблуждающихся, прощать обиды, помня, что все мы Христовы? И за всех и за всё Христос воздаст!

Таковы дары, угодные Господу! Постараемся приготовить их для достойной встречи Господа. «Господи! Да не будут дары Твои, духовные и вещественные, в нас и у нас праздны: даждь им движение спасительное и полезное. Сотвори сие во всех! Да умножатся таланты Твои, Господи, собственною деятельностью каждого из нас, да всегда Твоя от Твоих щедрот приносим Тебе!”

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Азбука.Ру

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68