Колокол саратовских купцов Кеменевых – ещё один уникальный участник проекта «Вернём колоколу голос». О кеменевских колоколах мало что знают даже узкие специалисты. В энциклопедии литейщиков, составленной А.А. Глушецким, указывается, что чуть ли не единственный колокол Кеменевых обнаружен в Чите. Недавно саратовский колокол был обнаружен в Казани, а третий находится в Никольском храме Новокузнецка.
Приведём историческую справку о заводе Кеменевых, составленную выпускником школы звонарей Свято-Троицкого собора Самары, директором музея истории Саратовского государственного медицинского университета им. В.И. Разумовского, Юрием Владимировичем Ищенко:
В 1872 г. на заводе было три плавильных печи и точильная машина для колоколов на конном приводе. Все операции – формовка, плавка, отливка, производились в длинном, до 40 метров, деревянном сарае, ширина которого доходила до 20 метров. Работало восемь рабочих по 13 часов в день. Мастера получали жалования до 20 руб. в месяц, чернорабочие – до девяти рублей. Ученики в первый год имели годовое жалование 10 рублей, второй год – 15, третий год – 20, четвертый – 25 и пятый год – 30 рублей. После такого обучения они считались мастерами.
Жили рабочие со своими семьями в квартирах или домах на собственном содержании. Управляющим на заводе был купец второй гильдии Василий Матвеевич Кеменев, сын сестры братьев Гудковых, Соломонии Викуловны, в замужестве Кеменевой. Именно этому племяннику В.В. Гудков завещал свою часть колокольного завода.
В последние годы владения колокольным заводом братьями Гудковыми на нем числилось 16 рабочих, усилиями которых было отлито колоколов общим весом две тысячи пудов на сумму 112 тыс. руб.
В 1893 г. умирает Михаил Викулович, через год Петр Викулович. После смерти братьев весь завод стал принадлежать В.М. Кеменеву. Но владеть заводом Василию Матвеевичу пришлось недолго. Он вскоре ушел из жизни и владельцем завода стал его сын Николай Васильевич, которому было всего лишь 22 года, но он уже пять лет помогал стареющему отцу вести дела завода. Колокольный завод В.М. Кеменева отливал новые и переплавлял старые колокола разного веса, осуществляя также их доставку по суше и воде, поднятие на колокольню. Завод давал гарантию, как тогда говорили «ручательство», в прочности колоколов.
Здесь отливались колокола большого и среднего калибра, именные и дарственные. В 1895 г. был изготовлен колокол-благовестник с надписью «Дар городу пожертвован усердием саратовского купца Василия Федоровича и жены его Екатерины Филипповны Любимовых». На колоколе купца Любимова есть барельефные изображения двух икон – Господа Вседержителя с державой в левой руке и особо чтимой в России иконы Казанской Божией Матери, также слова «Благовествуй миру радость». Благовестник купца Любимова стал одним из лучших колоколов Старого Саратова. В роли благовестника выступает он и сейчас на колокольне Свято-Троицкого собора (с 1992 г., до того он 55 лет провисел под сценой Саратовского театра оперы и балета).
На заводе всегда имелись для продажи готовые колокола весом от 150 пудов до десяти фунтов. Для привлечения заказчиков, покупателей предоставлялась рассрочка по платежам, устанавливался разный, удобный покупателю срок изготовления и оплаты.
На Нижегородкой ярмарке завод Кеменева имел собственную лавку. На всероссийской выставке 1896 г. саратовские колокола были удостоены серебряной медали, на саратовской выставке 1899 г. – большой серебряной. Самый большой колокол на заводе Кеменева был отлит для кафедрального собора Казани. Он весил 1575 пудов (больше 25 тонн). Для Александро-Невского собора, Старо-Никольской церкви, Троицкого собора в Саратове были изготовлены колокола весом более 500 пудов, а для Сретенской, Духошественской, Михаило-Архангелькой и Крестовоздвиженской церквей – более 400 пудов. Для церквей Саратовской губернии вылили более 145 колоколов весом более 500 пудов.
Именно фактор уникальности и послужил тому, что артефакт был включен в список участников проекта. Фонд президентских грантов финансирует это благое дело, а реализует в Новосибирске приход храма во имя Михаила Архангела в партнёрстве с Сибирским центром колокольного искусства.
Алексей Талашкин,
заместитель руководителя Сибирского центра колокольного искусства
Новосибирской митрополии, руководитель проекта «Вернём колоколу голос»