В своём слове перед отливкой колокола почётный настоятель храма Михаила Архангела о. Владимир (Соколов) задал очень широкий и очень правильный настрой – настрой библейский. О райском бытии и потерянном рае, о спасении и о избитой, израненной душе. В этот день всё звучало по-особенному. Тема израненных колоколов увязалась с темой израненных душ, которые всем нам необходимо как-то исцелять.
Для меня очень важно было то, что на этой отливке среди прочих оказались звонари-выпускники из наших исправительных учреждений, ребята, ставшие звонарями в колонии. Человек может находиться в таком заключении долгие годы, а внутри при этом идёт какой-то процесс исцеления, переплавки души. Этот процесс тайный, сокрытый и очень сложно представить, как это происходит...
Вы восстанавливаете разбитые колокола. Воспоминая мастеров прошлого, понимая, что зло на какое-то время взяло верх и уничтожило святыню, вы берётесь за дело исправления и возвращаете утраченные голоса. Этот процесс вы сделали наглядным, его можно почувствовать и почти руками потрогать, узнать, как это происходит. Преображение души – это очень глубокая, интимная, внутренняя вещь, о которой очень сложно вообще разговаривать, а здесь это оказалось так наглядно! Вот разбитый колокол, грех его разбивает, вот последствия: трещины, раны, немота. И вот оно, исцеление, действие благодати Божией, и колокол снова поёт, он может благовествовать, ликовать, торжествовать! Это видно всё, это осязаемо, это наглядно. И я воспринимаю этот процесс восстановления колоколов более широко, он связан для меня с душой, которая ищет исцеления, которая хочет перестать быть израненной, хочет снова звучать, звонить, славить Бога.
И то, что вам удалось эти колокола отлить, что проект этот вообще состоялся, для меня это показатель того, что и с душою можно пройти какой-то подобный путь. Для меня это какая-то очень обнадёживающая вещь, которая на самом наглядном примере показывает, что это возможно. И ребята из колоний, которые тут оказались, явно были здесь не случайно. Они завершили эту картину. Причём пришли те, кто к храму прилепился, в которых этот процесс прошёл до конца. О колоколе мы сказали бы: «технологический процесс», а о душе как сказать? Таинственный процесс преображения. Всё это относится в полной мере к каждому, кто хоть как-то принимал живое участие в этой работе. Кто-то раньше выходил на сцену, ставил спектакли, кто-то изготавливал мебель, кто-то продавал электроприборы, все мы занимались какими-то мирскими делами, и, может быть, нам казалось, что эти пути ко Господу тоже какие-то израненные и переломанные, а теперь это всё итожится, путь становится прямым и зримым, открывается вся его красота.
Если в ХХ веке происходило уничтожение, «распятие» колоколов, то сегодня мы проходим путь покаяния и зримо видим, что наступает время воскресения, время Духовной Пасхи, которое озвучивается чистыми возрождёнными голосами.