Барабаново — старинное село на берегу Енисея в пятидесяти километрах от Красноярска. Каждого путника при въезде встречает уникальная деревянная церковь, освящённая во имя святой Параскевы Пятницы, отметившая недавно свой 160-летний юбилей. Ныне, помимо колоколов современного литья, на колокольне «поселился» и ещё один небольшой подзвонный колокол, о котором мало что известно.
Надо сказать, что этот колокол — не совсем барабановский, а привезённый в 2015 году из Красноярского Архиерейского дома, а туда, в свою очередь, он попал из Благовещенского собора. Колокол этот примечателен тем, что он совершенно ничем особо не примечателен. Форма у него не выдающаяся, литьё совсем не поражает качеством.
Единственно, что может броситься в глаза пытливому исследователю — необычная форма ушей и редкая лента орнамента, изящно задуманная художником, но совершенно неудачно воплощённая в бронзе колокольным мастером.
Именно по этим косвенным признакам, а также по совершенной непохожести на аналоги, произведённые в центральной части России, можно предположить, что колокол сей был отлит каким-нибудь сибирским мастером. Тем более интересно то, что и в Красноярске, и в Енисейске в XIX веке действовали колокольные заводы.
Известный церковный историк и краевед протоиерей Александр Сулоцкий так в 1849 году описывал сибирское колокольное литьё:
«Изредка, впрочем, можно находить колокола и литые собственно в Сибири, например в Тюмени, Туринске, Енисейске при самих церквах, но они большею частью неблагозвучны, некрасивы и небольшого веса».
Это сказано как будто о нашем колоколе. Вес небольшой — около пуда, некрасивость — налицо, а голос действительно неблагозвучен, причём непонятно, это он от рождения такой или у колокола в процессе эксплуатации появилась внутренняя трещина. В декабре прошлого года специалисты Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии исследовали его в рамках проекта «Вернём колоколу голос», финансирование которого осуществляется Фондом президентских грантов. Тогда был изучен химический состав колокола и снята его 3D копия — эти данные необходимы для того, чтобы отлить его копию.
Проект переходит в заключительную стадию и, перед тем, как приступить к отливке, пришла пора проанализировать полученные научные данные. Сканирование колокола позволило нам посмотреть как бы сквозь колокол и увидеть его как на рентгене. Даже в самом начале обрисовки колокольного профиля бросилась в глаза ассиметрия изделия — весь колокол крив, и было совсем непросто найти его центр. Корона колокола также смещена относительно самого изделия, а стенки различны по толщине. Вся эта кривизна не может не сказаться на голосе, и будет ли он принципиально иным или так и останется неблагозвучным, мы сможем узнать в самое ближайшее время.
Полученная копия, по-видимому, будет отличаться от оригинала в каком смысле — мы вряд ли сможем изготовить такое же кривое изделие — наша технология не позволит деформировать тело вращения, кроме того, вряд ли мы решимся на то, чтобы сверлить в колоколе дырки. Так же нет уверенности в том, что мы сумеем так приготовить металл, чтобы в изделии появились многочисленные каверны и раковины.
Но, по слову руководителя Сибирского центра колокольного искусства игумена Владимира (Соколова), мы оттолкнёмся от полученных данных и попробуем сделать то, что задумывали мастера, но, на что, возможно, у них не хватило литейного опыта, технических средств и возможностей. Так определил игумен Владимир стратегию нашей работы:
«Надо, чтобы этот колокол старинный чадушко родил!»
То есть мы используем все полученные знания и постараемся, насколько возможно, повторить и форму, и состав металла.
Сегодня готовы файлы внутреннего и внешнего объёма барабановского колокола, значит до самого литья остался совсем небольшой путь.
Главная же его тайна пока остаётся неразгаданной — когда, кто и где его изготовил? Нам всем только ещё предстоит найти ответы на эти вопросы.
Алексей Талашкин, заместитель руководителя
Сибирского центра колокольного искусства Новосибирской митрополии,
руководитель проекта «Вернём колоколу голос»