По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Преподобный Сергий Радонежский

14 июля в Новосибирском доме ветеранов состоялась лекция о святом преподобном Сергии Радонежском. Лекция проводилась в рамках Международного грантового конкурса «Православная инициатива». На лекции присутствовали не только жители дома ветеранов, но и ребята Воскресной школы храма во имя Михаила Архангела.

Преподаватель Духовной семинарии Давыденко Н.А. во время разговора о преподобном Сергии Радонежском сделала акцент на том, что он является примером жертвенного служения Церкви Христовой и Отечеству.

Любовь к Богу, редкое трудолюбие, неустанное стремление к молитве и доброделанию - это те качества, которые были присущи преподобному Сергию.

Памятник сергию Радонежскому в Сергиевом Посаде

Его светлый образ вдохновлял наших благочестивых предков на борьбу с внешним врагом и отстаивание идеалов Святой Руси во все времена: в Смутное время, в эпоху Петровских реформ, во век дворцовых переворотов, в годы гонений и репрессий. Таким этот образ остается и сегодня.

Ветераны и ребята во время лекции узнали о том, что святой Сергий жил в XIV веке – в годы монголо-татарского ига. Это был период тяжелейшего разорения русских земель. Татаро-монгольское нашествие оказало губительное влияние на всю жизнь нашего Отечества.

Историк В.О. Ключевский так оценивал последствия вражеского нашествия: «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мёртвенное оцепенение». С другой стороны, именно это тяжелое испытание позволило консолидировать внутреннюю силу народа, прекратить изнурительные, братоубийственные междоусобные войны князей и объединить русские земли.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Ещё во время исторического урока ветераны и дети узнали о том, что усилиями игумена Сергия и его сподвижников в стенах Троицкой обители была создана иноческая школа благочестия, ставшая для русского народа символом и началом духовно-нравственного возрождения.

Здесь, в будущей Лавре, обучались монахи-книжники и иконописцы, развивалось ремесленное дело. Отсюда, подобно птицам небесным, разлетелись по Руси ученики Сергия Радонежского, распространявшие христианское просвещение по всем русским землям.

Сам Сергий, отрекаясь от суеты и соблазнов мира, не отстранялся от проблем и бед людей, живущих в миру, которые приходили к нему за помощью.

Возносясь душой к Богу, монах продолжал молиться за свой народ и Отечество.

Места, где поселялись подвижники, заселялись людьми - крестьянами и ремесленниками, строились новые дороги, обрабатывались земли, возникали центры торговли. Именно так вокруг одинокой кельи преподобного Сергия, построенной им в дремучем лесу, возникла сначала монашеская обитель, а затем и крупный городской центр; так нередко возникали и другие города, в том числе местах труднодоступных, удаленных.

При монастырях создавались библиотеки, книгописные и иконописные школы. Таким образом, монастыри играли важную роль в народном просвещении и духовном единении людей.

Преподобный Сергий никогда не был политическим деятелем в современном понимании этого слова, но его авторитет был велик в глазах власть имущих. Он осознавал, что судьба русского народа, его духовное предназначение всецело зависят от сохранения единства Руси, и неоднократно выступал с миротворческой миссией, призывая русских князей прекратить междоусобные войны и обратиться к решению задач, направленных на укрепление государства.

В 1380 году хан Мамай выдвинул на Русь свои войска. В его планы входило не только обложить Русь ещё более тяжелой данью, но и уничтожить христианскую веру, как духовную опору народа.

Московский князь Дмитрий Иванович, узнав о намерениях ордынцев и литовцев воевать с Русью, обратился с призывом о сборе русских военных сил в столице и Коломне, и вскоре собрал рать, немногим меньшую войска Мамая. На зов князя откликнулись дружины и народные ополчения из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Но князь Дмитрий понимал, что ему и его соратникам необходима также и духовная поддержка и, отправляясь на битву, он в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к преподобному Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение.

Благословляя князя, Сергий Радонежский предрек ему победу и послал вместе с ним на бой двух иноков, Пересвета и Ослябю, которые в миру были воинами.

Защитив на Куликовом поле свое Отечество и Православную веру, наши предки осознали себя единым народом, но путь к этой победе был долгим и мучительно трудным: не одно десятилетие потребовалось для того, чтобы люди смогли поверить в себя и подняться на защиту Отечества; нужно было воспитать в воинах мужество, собрать их в одно ополчение, пробудить в народе чувство национального самоопределения, национального подъема. Этому великому делу духовного становления русской нации и посвятил себя преподобный Сергий Радонежский.

То, что Россия на протяжении многих веков осталась по духу русской и православной, подытожила историк, - это и есть великое духовное наследие Сергия Радонежского, ибо он всегда считал, что жизнь государства должна основываться на трёх факторах: внутреннем единстве, внешней независимости и православной вере - источнике нравственной силы народа. Только при наличии данных факторов складываются предпосылки для развития просвещения, открываются пути к духовному возрождению общества и подготавливается почва к национальному подъёму.

Во время лекции ветеранам и детям были показаны презентация о Сергии Радонежском православный мультипликационный фильм.

Ирина Шульгина

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68