По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Образ женщины в Православии

12 мая, в день празднования памяти святых жен-мироносиц, состоялась встреча молодёжного клуба «Благовест». Ребята вспоминали о святых женах, послуживших Господу в первые века христианства, и о новомученицах, которые прославили Бога и пострадали за Него относительно недавно, в прошлом столетии.

Одним из самых страшных явлений нашего времени является то, что у людей совершенно исказился идеал женщины. Однако у православных христиан всегда есть перед глазами образ Той, Кто была прекраснее и предивнее всех людей на земле и даже Сил Небесных, херувимов и серафимов, которая Предвечным советом Святой Троицы избрана быть Матерью Божией. Как повествует святитель Димитрий Ростовский, «по преступлении Адама Слово Божие не скоро пришло на землю для воплощения и спасения падшего рода человеческого», потому что «на земле не находилось ни одной такой девы, которая была бы чиста не только телом, но и духом».

ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦА

Главная черта Богоматери — девственная чистота. Другой чертой Ее является смирение. Из всех лиц евангельской истории о Пречистой Деве известно очень мало. Вся жизнь Её окутана тайной. Она была, несомненно, духовным центром первой христианской Церкви после Вознесения Её Божественного Сына, но, прикрываясь смирением, любила оставаться в тени. Третьей чертой Пресвятой Девы, по мнению святителя Димитрия Ростовского, была Ее всецелая и беспредельная любовь к Богу.

Святой Григорий Неокесарийский говорил о том, что в Пресвятой Деве изумляет нас не только непорочная и чистая красота телесная, но более того красота Ее души. Она была свята телом и духом. Одежда Ее скромная, поступь степенная, речь кроткая, льющаяся из незлобивого сердца; все помыслы, все желания устремлены к Единому Богу. Церковный историк Никифор Каллист добавляет: «Она в беседе с другими хранила скромность, не смеялась, не возмущалась, не спорила, никогда не гневалась, нимало о Себе не думала, отличалась полным смирением».

Более всего в мире Она любила Своего Сына, любила так, что готова была умереть с Ним. С каким мужеством и твердостью Она сопутствовала Сыну Своему, когда Он шел на страдания, присутствовала на Голгофе, когда Его распинали, стояла у Креста Его и была при погребении. «Она имеет венец мучеников, — говорит Лев Философ, — потому что, стоя у Креста, с душою, пройденною оружием, Она пострадала более всех мучеников».

Она любила и почитала Своих родственников, но и чужих любила и миловала. Святой Амвросий Медиоланский говорит: «Никого Она не оскорбляла, никого не презирала, даже самого бедного человека. Свое скудное имущество, состоявшее из двух хитонов, Она перед смертью отдала двум вдовам, служившим Ей». Смерть каждого человека подводит итог его жизни, приносит заслуженное от Господа — награду или наказание.

Скромность и простота во внешнем облике Богородицы возвышают Ее перед теми женами, кто любит себя украшать.

Образ Пресвятой Девы — Высший идеал непреложных духовных ценностей: смирения и терпения. Именно это должна учитывать каждая православная женщина.

Жизнь по Законам Божиим неизменно преображает душу, внутреннее преображение транслируется и на внешний вид, который, как правило, очень гармонирует с духовным миром женщины. Сегодня одежда православной христианки — это одна из форм проповеди. Эта проповедь непременно должна проникнуть в сердца тех женщин, для которых в порядке вещей вызывающие наряды, яркий макияж и всяческие излишества в украшениях и поведении. Всему этому противостоят настоящая женственность, красота, хорошие манеры и вкус, кротость, целомудрие и необычайное сияние, рвущееся из самой глубины доброго и чистого сердца, осененного всеобъемлющей Любовью Христовой.

САМАРЯНКА ФОТИНА

Беседа была продолжена рассказом о святой Фотине, самарянке, с которой Господь беседовал у колодца. Евангелие рассказывает нам о том, как однажды Господь Иисус Христос пришел в самарийский город Сихарь. Там находился колодец, данный Иаковом своему сыну Иосифу и его потомкам. Устав с дороги, Господь промыслительно сел отдохнуть у колодца, пока ученики Его пошли в город купить еду. В это время пришла из города за водой некая женщина. Господь попросил ее дать Ему пить. Женщина удивилась просьбе, потому что иудеи никогда не общались с самарянами. Иисус сказал ей о том, что если бы она знала кто с ней говорит, то сама попросила бы у Него пить, и «Он дал бы тебе воду живую» (Ин., 4:10). Самарянка еще больше удивилась, откуда Иисус мог бы дать живую воду, не имея даже почерпала? Господь ей ответил, что пьющие воду из колодца опять будут жаждать, а вода, которую Он даст, сделается источником в жизнь вечную. Под живой водой Господь подразумевал Свое живоносное учение, приводящее к вечному блаженству в Царстве Божием.

Затем Господь, зная, что Фотина, хотя и сожительствует тайно во грехе, но имеет пылкую веру в Бога и твердое ожидание пришествия Мессии, постепенно открыл ей, что Он и есть ожидаемый Христос. Женщина на радостях бросила свой кувшин и побежала в город пригласить своих сограждан выйти ко Христу. По ее свидетельству многие самаряне тогда уверовали в Него.

Блаженная самарянка, удостоившаяся беседы с Господом, пострадала за Него вместе со своими сыновьями и сестрами во время гонения на христиан, которое устроил римский император Нерон. Церковь ее чтит как святую Фотину (Светлану).

СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ МАРИЯ МАГДАЛИНА

В городе Магдала когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло на страницы Священного Писания. Евангелие ничего не повествует нам о юных годах Марии, но предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь. В Библии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов.

С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя и следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью о Царствии Божием. Вместе с благочестивыми женщинами и «…Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8, 1-3). Несомненно, Мария совершала с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.

Очевидно её вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их. Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась на Голгофе в момент распятия Господа, когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном. Мария была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, по свидетельству евангелиста Матфея, присутствовала при погребении Господа. На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело и завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни…

Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины — женщины, призванной Самим Господом. Погрязшая когда-то во грехе, она получила исцеление и искренне начала новую, чистую жизнь, никогда не колеблясь на своем пути. Мария возлюбила Бога, была верна Ему не только, когда Он, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и когда все ученики из страха покинули Его, и Он, уничиженный и распятый в муках, висел на Кресте. Наверное, поэтому Господь, зная о ее верности, именно ей первой явился, восстав от гроба, и сподобил быть первой проповедницей Своего Воскресения.

СВЯТАЯ ЦАРИЦА-МУЧЕНИЦА АЛЕКСАНДРА

Судьба этой женщины удивительна. Дочь великого герцога Людовика Гессенского и Алисы Английской, внучки королевы Английской Виктории. По происхождению она немка, по воспитанию — англичанка, по вероисповеданию — лютеранка. Когда она приняла святое Православие, то стала, по свидетельствам близких людей, по духу истинно-православной, подлинно русской женщиной. Государыня занималась широкой благотворительной деятельностью и помогала мужу решать вопросы по государственному управлению.

В стремлении помочь всем страждущим, нищим и сиротам она устраивала детские приюты, благотворительные базары, где предлагались изделия, связанные, сшитые ею собственноручно. С улыбкой превозмогая слабость, Государыня вместе с дочерьми выстаивала на этих базарах долгие часы. Вырученные здесь немалые средства шли на поддержание благотворительных учреждений.

В начале войны Александра Федоровна с Великими Княжнами Ольгой и Татьяной идут служить сестрами милосердия. С дочерьми она выстаивала долгие часы теперь уже за операционным столом, также была сиделкой и выполняла самую тяжелую и грязную работу. Удостоенные присутствия Ее Императорского Величества раненые воины смотрели на нее с благоговением и любовью. Подлинно — это была их заботливая и любящая мать.

В письмах и дневниках членов императорской семьи засвидетельствовано глубокое переживание той трагедии, которая разворачивалась на их глазах. Но эта трагедия не лишает царственных узников силы духа, веры и надежды на помощь Божию.

«Как я счастлива, что мы не за границей, а с ней [Родиной] все переживаем. Как хочется с любимым больным человеком все разделить, все пережить и с любовью и волнением за ним следить, так и с Родиной. Я чувствовала себя слишком долго ее матерью, чтобы потерять это чувство, — мы одно составляем, и делим горе и счастье. Больно она нам сделала, обидела, оклеветала... но мы ее любим все-таки глубоко и хотим видеть ее выздоровление, как больного ребенка с плохими, но и хорошими качествами, так и Родину родную...».

После отречения у Царской Семьи была возможность уехать за границу, но Государь и Государыня предпочли унижению и позору эмиграции «смерть за други своя». Мертвые сраму не имут… «Да я лучше буду последней поломойкой, но останусь в России!», — это подлинные слова русской Царицы Александры Федоровны.

В Екатеринбурге в ночь на 17 июля 1918 года в подвале дома купца Ипатьева Царская Семья приняла мученическую кончину. Николай II, его супруга Александра Федоровна и их дети были расстреляны.

В августе 2000 года император Николай II и все члены Царской Семьи были канонизированы Русской Православной Церковью в лике святых страстотерпцев.

НОВОМУЧЕНИЦА ТАТИАНА (ГРИМБЛИТ)

Татьяна родилась в небогатой семье служащих в городе Томске в 1903 году. День рождения святой мученицы, 14 декабря, совпал с днем памяти праведного Филарета Милостивого, известного своей любовью к несчастным и обездоленным.

Любовь к Богу и Церкви Татьяне с детства привил ее родной дедушка, известный томский пастырь, протоиерей Антонин Мисюров. Октябрьская революция застала ее в 14-летнем возрасте, блеск и величие императорской Синодальной Церкви на ее глазах превращались в пыль. Начавшиеся гонения, казалось, только утверждали Татиану в желании следовать за Христом.

В 1920 году она закончила гимназию. В этом же году умер ее отец. Татьяна устроилась на работу воспитательницей в детскую колонию «Ключи». С тех пор и до конца своих дней она все время была рядом с заключенными и страждущими, не раз и сама была в заключении.

Почти все свои заработанные деньги, а также средства, собранные в храмах Томска, она меняла на продукты и вещи и передавала заключенным в томскую тюрьму. Ей было неважно, каким людям она помогает, верующие они или нет, и по какой статье осуждены. В тюрьме просила отдавать продуктовые передачи тем, кого никто не навещает.

После окончания Гражданской войны Сибирь стала местом заключения и ссылок для «врагов революции», количество тюрем и лагерей в окрестностях Томска постоянно увеличивалось. Переживая народное горе как свое личное, Татьяна стала ездить в соседние города, чтобы помочь как можно большему числу нуждающихся узников.

Постепенно Татьяна привлекла к своему делу все больше и больше людей. Одни давали ей деньги на передачи, другие доставляли посылки с оказией. Круг ее знакомств в церковной среде стал чрезвычайно широким, что не давало покоя секретному отделу ОГПУ.

Вскоре Татьяна вместе с несколькими томскими священниками была арестована и осуждена по ложному обвинению. 23 сентября 1937 года она была расстреляна и погребена в безвестной общей могиле на полигоне Бутово под Москвой.

Постановлением Священного Синода от 17 июля 2002 года Татиана причислена к лику святых новомучеников и исповедников Российских.

Молодость, юность — в одежде терновой,
Выпита чаша до дна.
Вечная память мне смертным покровом,
Верую, будет дана.

(из стихотворения Татьяны Гримблит 1932 года).

Текст: Юлия Щербинина,
Татьяна Шабанова и
Елена Герман.

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68