Император Николай II: венец земной и небесный [Текст]. - М.: Артос-Медиа : Воздвиженье, 2018. - 288 с.
В настоящее издание включен обширный биографический очерк о государе, подробно рассказывается об обстоятельствах канонизации царственных страстотерпцев, приводятся свидетельства о пророчествах и чудесах по молитвам к последнему русскому царю и членам его августейшей семьи.
27 ноября 1894 года в Большой церкви Зимнего дворца состоялось венчание российского императора Николая II и императрицы Александры Феодоровны. Этого дня молодые супруги ждали целых 10 лет. Они познакомились в 1884 году, когда цесаревичу Николаю было 16 лет. Именно тогда он впервые встретился с 12-летней принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, приехавшей на бракосочетание своей старшей сестры великой княгини Елизаветы Феодоровны и великого князя Сергея Александровича - дяди наследника цесаревича. С этого момента между Николаем и Алисой зародилась близкая дружба, а затем святая, беззаветная, самоотверженная и все возрастающая любовь, соединившая их жизни до совместного принятия мученических венцов. Об этом событии в частности, и о жизни святого царя и царской семьи в целом, рассказывает книга, которую сегодня мы предлагаем вашему вниманию. Она называется – «Император Николай II. Венец земной и небесный».
***
По словам издателей, император Николай II был последним представителем идеала законной богоданной власти. Личное благочестие и христианский нрав, непосредственное участие в делах Церкви ставят его в ряд выдающихся представителей традиции православной монархии. В настоящее издание включен обширный биографический очерк о государе, подробно рассказывается об обстоятельствах канонизации царственных страстотерпцев, приводятся свидетельства о пророчествах и чудесах по молитвам к последнему русскому царю и членам его августейшей семьи.
Открывает издание жизнеописание императора Николая II, в основу которого положена книга Евгения Евлампиевича Алферьева – «Император Николай II как человек сильной воли». Эта книга впервые вышла в свет в 1983 году и явилась первым житием царя-страстотерпца. Как пишет автор, «старший сын наследника престола Александра Александровича с детства был «обручен царству». Уже с ранних лет Николай, как свидетельствует о том его первая воспитательница Александра Петровна Олленгрэн, проявлял черты сильного характера. Он знал, чего хотел и к чему стремился. Цесаревич получил прекрасное, но суровое воспитание под самым бдительным наблюдением своего августейшего отца. Также наследник Николай Александрович получил прекрасное среднее и высшее образование - и то, и другое в расширенном объеме - под руководством выдающихся и требовательных преподавателей. После общеобразовательного курса, пройденного под руководством генерала Данилевича, наследник получил высшее юридическое и военное образование. И, помимо этого, в совершенстве изучил французский, английский и немецкий языки.
По окончании теоретической подготовки цесаревич Николай ознакомился с практикой военного дела, состоя в рядах лейб-гвардии Преображенского полка и лейб-гвардии Конной артиллерии и два лета проведя в составе лейб-гвардии Гусарского полка. И начал приобщаться к государственным делам, председательствуя в комитетах, заседая в Государственном Совете и Комитете Министров. Молодой человек, вступающий в жизнь с таким запасом знаний и обладающий столькими качествами, заслуживает, конечно, всеобщего признания, как человек выдающийся, одаренный исключительными природными способностями и сумевший упорным трудом развивать свои таланты, благодаря наличию целеустремленной воли. Таким образом, уже с ранних лет детства, отрочества и юности, а затем молодости, будущий Император Николай II проявил себя, как человек сильного характера». Многочисленные испытания воли пришлось выдержать ему на протяжении всей жизни, и благодаря упорной настойчивости, выдержке и терпению преодолевать их. Об этом и рассказывает Евгений Евлампиевич Алферьев в своем произведении, которое составило первую часть этого издания.
В 2000 году последний российский император Николай II и его семья были канонизированы Русской Церковью в лике святых страстотерпцев. Их канонизация на Западе — в Русской Православной Церкви Заграницей — произошла еще раньше, в 1981 году. И хотя святые князья в православной традиции не редкость, эта канонизация до сих пор у некоторых вызывает сомнения. Почему в лике святых прославлен последний российский монарх? Говорит ли его жизнь и жизнь его семьи в пользу канонизации, и какие существовали доводы против нее? Почитание Николая II как царя-искупителя — крайность или закономерность? Ответы на эти вопросы, вошедшие в следующую часть книги, дал секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Владимир Воробьев.
Одним из вопросов, на который ответил отец Владимир, был следующий: «откуда такой термин — царственные страстотерпцы? Почему не просто мученики?» По словам священника, «когда в 2000 году Синодальная комиссия по канонизации святых обсуждала вопрос о прославлении царской семьи, она пришла к выводу: хотя семья государя Николая II была глубоко верующей, церковной и благочестивой, все ее члены ежедневно совершали свое молитвенное правило, регулярно причащались Святых Христовых Таин и жили высоконравственной жизнью, во всем соблюдая евангельские заповеди, постоянно совершали дела милосердия, во время войны усердно трудились в госпитале, ухаживая за ранеными солдатами, к лику святых они могут быть причислены прежде всего за свое по-христиански воспринятое страдание и насильственную смерть, причиненную гонителями православной веры с неимоверной жестокостью.
Но, как отмечает отец Владимир, все же нужно было ясно понять и четко сформулировать, за что именно была убита царская семья. Может быть, это было просто политическое убийство? Тогда их мучениками назвать нельзя. Однако и в народе, и в комиссии было сознание и ощущение святости их подвига. Поскольку в качестве первых святых на Руси были прославлены благоверные князья Борис и Глеб, названные страстотерпцами, и их убийство также не было прямо связано с их верой, то явилась мысль обсуждать прославление семьи государя Николая II в этом же лике». «Думаю, - сказал отец Владимир, - если отнестись со вниманием, серьезно, то нельзя не почувствовать, не увидеть величие этого подвига и не быть очарованным этими чудными образами — государя, государыни и их детей. Их жизнь была полна трудностей, скорбей, но была прекрасна!
В какой строгости воспитывались дети, как они все умели трудиться! Как не любоваться поразительной духовной чистотой великих княжон! Современным молодым людям нужно увидеть жизнь этих царевен, столь они были просты, величественны и прекрасны. За одно только целомудрие можно было их уже канонизировать, за их кротость, скромность, готовность служить, за их любвеобильные сердца и милосердие. Они ведь были очень скромными людьми, непритязательными, никогда не стремились к славе, жили так, как их Бог поставил, в тех условиях, в которые они были поставлены. И во всем отличались удивительной скромностью, послушанием. Никто никогда не слышал, чтобы они проявляли какие-либо страстные черты характера. Наоборот, в них было взращено христианское устроение сердца — мирное, целомудренное.
Достаточно даже просто посмотреть фотографии царской семьи, они сами по себе уже являют удивительный внутренний облик — и государя, и государыни, и великих княжон, и царевича Алексея. Дело не только в воспитании, но и в самой их жизни, которая соответствовала их вере, молитве. Они были настоящими православными людьми: как верили, так и жили, как думали, так и поступали. Но есть поговорка: «Конец венчает дело». «В чем застану, в том и сужу» — говорит Священное Писание от лица Бога. Поэтому царская семья канонизирована не за свою жизнь, очень высокую и прекрасную, но прежде всего — за свою еще более прекрасную смерть. За предсмертные страдания, за то, с какой верой, кротостью и послушанием воле Божией они пошли на эти страдания, — в этом их неповторимое величие». Эти и другие ответы о канонизации Царской семьи читайте в этой книге.
***
По словам Евгения Евлампиевича Алферьева, «Господь был милостив к Своим угодникам: Царская Семья была взята из земной жизни вся вместе, одновременно. И в этом чудесном явлении нельзя не видеть действия Промысла Божьего. Как бы в награду за их безграничную взаимную любовь, крепко связывавшую всех членов Царской Семьи в одно, единое, нераздельное целое, момент разлучения души и тела наступил для них одновременно. Царская Семья была призвана предстать перед Престолом Божиим вся вместе, и это великое знамение Божие само по себе указывает на то, что Царственные Страстотерпцы, как и первые христианские мученики, были прославлены Самим Господом с самого момента принятия ими мученических венцов». О том, что предшествовало этому подвигу, говорится на страницах книги.