По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Свобода и ответственность в христианской антропологии

9 декабря в гостях у молодежного клуба «Благовест» был иеромонах Платон (Флах), преподаватель Новосибирской православной духовной семинарии. Беседа была на тему «Свобода и ответственность с точки зрения христианской антропологии».

Вопрос свободы человека волновал философов и ученых на протяжении всей истории человечества. Эта тема занимает значительное место в религии, философии, этике, в социально-экономических, правовых и политических концепциях. По отношению к человеку существуют разные типы свободы — от личностной и внутрисемейной до государственной. Также условно можно выделить два основных вида свободы: внешнюю и внутреннюю.

В христианской антропологии вопрос свободы имеет особый, исключительно внутренний характер и имеет важное значение для правильного понимания христианства.

Согласно Священному Писанию и святоотеческой литературе абсолютной свободой обладает только Бог. Он все творит по Своей воле, ничем не ограничиваясь. Господь обладает абсолютной свободой, Бог абсолютно свят, всеблаг, вездесущ, всеведущ.

Мы знаем, что Бог сотворил человека по образу и подобию Своему. Одно из свойств, которым обладает Господь и которым наделен человек — это свобода. Как замечает о. Платон: «Человек в раю мог делать все что угодно. И все, что он делал, было добром, согласно с волей Божией».

Однако один только запрет был для человека — нельзя было вкушать от древа познания добра и зла. Например, человек способен к деторождению. До грехопадения это свойство было чистым, абсолютно бесстрастным, подчиненным разумной благой воле. Человек нуждался в пище, эта потребность естественная, направленная только на поддержание телесных сил. При этом человек мог легко воздерживаться от пищи, когда это было необходимо. Таким образом, тело было подчинено душе, а душа — духу, что давало человеку свободно и гармонично управлять своими желаниями и потребностями. По этой причине важное значение для христианской аскетики имеет пост.

После грехопадения произошло самое страшное для человека — потеря общения с Богом. В результате свобода человека была значительно ограничена: тело восстало на душу, а душа — на дух. Естественные потребности тела и души исказились, переросли в страсти и грехи, появилась смерть. Такое состояние отразилось и на отношениях между людьми — любовь как критерий истинной внутренней свободы человека была утрачена. Об этом свидетельствует сюжет, описанный в книге Ветхого Завета, когда Каин убивает из зависти своего брата Авеля.

После этого события человечество идет по двум путям. Потомки Авеля (от его сына Сифа) осознают свою оторванность от Бога, открыты Ему и стремятся исполнять Его волю (их называют сифитами). Потомки Каина закрылись от Бога, склонились ко злу (каиниты). Отличительная особенность каинитов — это полная поглощенность материальной жизнью. Отсюда происходят истоки европейской цивилизации: оседлый образ жизни, строительство больших городов и др. В противовес, появление науки, культуры, философии, различных видов искусства — это отблески божественной природы человека, стремящейся к свободе и красоте, но искаженной в условиях падшего состояния. Для каинитов присущ эгоизм и индивидуализм (обособленность), для них окружающий мир кажется враждебным. Потомки Сифа наоборот не могут удовлетвориться только материальным благополучием, потому что для них более важными являются потребности души. Сифиты открыты для окружающих людей, стремятся творить добро. В Ветхом Завете сифиты — это богоизбранный народ, ветхозаветные праведники и пророки, в Новом Завете — верующие христиане.

По словам о. Платона, в отличие от Европы Россия с ее богатым опытом в православии, всегда шла путем сифитов. Об этом даже свидетельствуют времена советской власти, когда для преодоления трудностей люди объединялись: создавались колхозы, люди стремились к коммунизму, основы которого базировались на экономических принципах жизни первых христианских общин.

В условиях падшего мира каиниты значительно сильнее сифитов, притесняют их. В конечном итоге в неравной борьбе сифиты всегда оказывают победу, и не своими силами, а силой Божией.

Важно отметить, что разделение на сифитов и каинитов происходит не только по принципу принадлежности к тому или иному государству, религии или ветви христианства, а в основном по духовному принципу, когда каждый человек в своей жизни выбирает, по какому из двух путей ему пойти.

Понимание свободы тесно связано с понятием власти. Обычно властью обладает тот, кто может управлять волей и свободой другого человека. С появлением христианства у Господа появилась новая власть над людьми, о которой Он говорит своим ученикам перед Своим Вознесением: «И, приблизившись, Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле» (Мф 28: 18). С момента, описанного в Евангелии, у Иисуса Христа появилась новая власть. О какой власти Он говорил? Неужели у Него как Бога Всемогущего не было власти прежде?

Во время земной жизни Спасителя Его ученики и все, кто следовал за Господом, называли Его пророком, Мессией. Они шли в надежде обрести Царство Небесное, о котором смутно себе представляли. Об этом красноречиво свидетельствует просьба матери братьев Зеведеевых (Иакова и Иоанна) незадолго до Крестных страданий Спасителя дать им сесть по правую и левую руку в Царстве Небесном (Мф 20: 20-28).

Только после Воскресения и явления Господа Его ученики ясно увидели в Нем Спасителя. Они окончательно уверовали и возлюбили Его так, что им ничего больше не нужно, даже Царства Небесного. Господь видел в сердцах учеников эту любовь, и когда прощался с ними, перед тем как взойти на Небо, сказал о новой власти, «власти любви». С этого момента на любви к Спасителю со стороны апостолов и всех верующих христиан созидается Церковь. Отличительная черта верующих христиан и Церкви — любовь Христова, которая проявляется и в отношении к ближним. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).

Как проявляется любовь к ближнему? Когда человек любит кого-то, он готов сделать все для любимого, и такая любовь приносит радость. Еще при Сотворении мира Бог заложил человеку стремление одаривать другого, по словам о. Платона. Когда человек свободен от эгоизма и живет для кого-то, он обретает счастье, настоящую свободу. Это райское состояние, которое можно назвать Царством Небесным.

Свободы и любви в христианстве (как и в любой сфере человеческих отношений) не может быть без ответственности. Когда ты кого-то любишь, ты обязательно чувствуешь ответственность за него, переживаешь. Во всех Таинствах Православной Церкви (крещении, венчании, исповеди, причастии и др.) человек дает обещания верности Богу в исполнении его заповедей и стремится их исполнять.

Одним из проявлений любви является общение. Подлинное общение — это не простой разговор, а прежде всего чувство общности с другим. В общении человек сам себе не интересен, для него важен другой.

Важной формой общения для христиан является молитва. В главном Таинстве Церкви, в Евхаристии, человек обретает общность с Богом. К такому общению нужно стремиться.

Благодарим о. Платона за уделенное время и очень интересную беседу. Надеемся, что продолжим общение на новых встречах.

Василий Герасимов

Календарь



† Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68