По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Таинство Брака в Православной Церкви

Молодёжный клуб «Благовест» продолжает цикл бесед, посвященных Таинствам Русской Православной Церкви. 28 октября состоялась необычная встреча, на которой докладчиком выступил настоятель храма во имя Михаила Архангела протоиерей Павел Плотников. Мы поговорили о Таинстве Брака.

Брак — это добровольный союз мужчины и женщины. Цель этого союза — создание семьи.

Протоиерей Андрей Ткачёв выделяет следующие три цели брака:
• Первая цель — объединение людей в браке для достижения целостности, полноты человека. Об этом прямо говорится в Священном Писании:
«И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19: 5-6).

• Вторая цель — это сохранение мира от распутства. Апостол Павел говорит: «Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (1 Кор. 7: 9).

• Третья цель — рождение и воспитание детей. Задача родителей — напитать душу ребенка христианскими ценностями, направить его на истинный путь.

Чинопоследование Таинства Брака состоит из двух частей: обручения и венчания. Рассмотрим подробнее, как оно совершается.

Обручение

Обручение происходит в притворе храма. Оно приравнивается к бракосочетанию в ЗАГСе. Также может совершаться отдельно от венчания.

В момент обручения священник читает молитву, где содержатся следующие слова: «Боже вечный, разстоящаяся собравый в соединение, и союз любве положивый им неразрушимый…». Сам Господь заповедает создавать человеку брачный союз, ведь любовь в этом мире сохраняется в семье.

Корень слова «обручение» — «обруч». Если обратимся к значению слова «обруч», найдем следующее: это узкий обод из дерева или металла, который на Руси использовали для скрепления утвари. Обручальные кольца — символическое скрепление нового союза.

Сначала священник полагает кольца на престол с правой его стороны, при этом кольцо невесты лежит левее кольца жениха. Соприкасаясь со святыней, кольца освящаются Царем Славы — Господом.

Перед обручением звучат такие слова молитвы: «Господи Боже наш, от язык предобручивый Церковь деву чистую, благослови обручение сие, и соедини, и сохрани рабы Твоя сия в мире и единомыслии…».

Обручальные кольца золотое и серебряное. Какое из них достанется мужу, а какое наденет жена? Муж является образом светила, солнца в браке, а жена — образ луны, поэтому кольцо мужа золотое, а жены — серебряное. Однако серебряное кольцо надевает муж, а золотое — жена, так как она окольцована мужем, а он окольцован ею.

В ходе беседы ребята задали настоятелю вопрос: важно ли для семьи, чтобы молодожены были верующими?

Отец Павел привел один пример. К священнику пришел мужчина и спросил: «Мы с девушкой собираемся пожениться, но она не ходит в храм. Я стараюсь жить духовной жизнью, являюсь прихожанином храма. Как мне поступить?». Священник ему ответил: «Когда у вас начнется совместная жизнь, ты, конечно, пойдешь в воскресение в храм, а она останется дома. Вы работали целую неделю, и наверняка она захочет провести с тобой выходные. А ты, так сказать, будешь ей перечить — уйдешь на богослужение. Как она после этого будет к тебе относиться?» Важно понимать, что христианский брак основан на вере в Бога. Благодаря этому люди соединяются в единомыслии, познании истины.

У каждого мужчины, вступающего в брак, должны быть и желание иметь детей, и стремление заботиться о своей семье. Когда мужчина выбирает свою будущую спутницу, он делает ей предложение. Отец Павел спросил участников встречи, как бы они пояснили значение фразы «предложить руку и сердце».

Предложение руки — это предложение всего, что есть у мужчины: земных благ, своих трудов и доходов. Женщине он предлагает в своем лице опору и поддержку.

Предложение сердца означает предложение своих мыслей, внутренних устремлений. Отдавая свое сердце, мужчина выражает желание совместно с супругой прожить остальные дни жизни в здравии и болезни, в богатстве и бедности, разделяя радости и горести. Примечательно, что такие слова произносятся во время венчания у католиков.

Венчание

Следующая за обручением часть Таинства — венчание.

Звучит псалом 127, в котором слышим:
«Блажени вси боящиися Господа. Ходящии в путех Его…».
«…Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего…». Женщина в семье должна быть плодовита не только детьми, но и добродетелями: милосердием, добротой, душевностью, обходительностью, терпением.
«…И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля». Новобрачные получают благословение на долгую жизнь.

Священник на соединенные руки жениха и невесты возлагает свою руку и переходит с ними в центр храма. Жених с невестой встают на белое венчальное полотенце — рушник, символизирующий чистоту венчающихся, а также облако, на которое поднимаются муж и жена при совершении Таинства Брака.

Чтобы с чистым сердцем приступить к венчанию, молодоженам следует накануне исповедаться и причаститься Святых Христовых Тайн.

Священник возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». Вспомним, что этим возгласом начинается Божественная литургия. До IV века венчание совершалось во время литургии. Благодаря этому факту сегодня мы слышим этот возглас в начале венчания.

Затем произносится ектения, после которой священник читает три молитвы о сочетающихся браком. В этих молитвах перечисляются ветхозаветные патриархи и их жены, чья благочестивая жизнь должна стать примером для молодой семьи.

Кульминация венчания — возложение венцов, которые символизируют высоту, чистоту, святость брака. Венец — это символ благословения Божия, изливающегося на семью. Символ власти, которую Господь дает мужчине — быть мужем, отцом в семье, а женщине — быть женой и матерью. Также эти венцы мученические — в браке бывают горести, беды и страдания. Если Господь благословил мужа и жену надеть венцы в этой жизни, есть надежда, что супруги будут вместе и в Царстве Небесном.

Далее возглашается Прокимен и читается Апостол (Еф. 5: 20-33), где содержатся наставления для будущих супругов:
«…Жены своим мужам повинуйтеся, якоже Господу: зане муж глава есть жены, якоже и Христос глава Церкве, и Той есть спаситель тела…»
«…Мужие, любите своя жены, якоже и Христос возлюби Церковь…».

Муж в браке должен учиться любить жену и молить Господа, чтобы Он преумножил эту любовь. Апостольское чтение заканчивается словами: «…а жена да боится своего мужа». Женщине не нужно претендовать на место главы семьи. В противном случае от этого может пострадать семья.
После чтения Апостола все присутствующие на венчании приготовляются к слышанию Евангелия. Звучит Евангелие от Иоанна, о чуде в Кане Галилейской (Ин. 2: 1-11).

Затем произносится ектения и поется молитва «Отче наш». После этого для жениха и невесты выносится общая чаша с вином. Священник благословляет ее. Затем трижды преподает чашу сначала мужу, потом жене.

Что именно символизирует вино?

В семье, как в вине, содержится сладость совместной жизни — это радости и успехи. Вода, которая есть в составе вина — это серые, похожие один на другой будни. Кислота — символ переживаний, волнений, беспокойств. Под терпкостью вина подразумеваются ссоры и обиды. При соединении всех этих элементов должно вырасти семейное счастье. Как терпкость не портит вино, так и никакие волнения, беспокойства не должны воспрепятствовать обретению семейного счастья.

Затем священник трижды обводит супругов вокруг аналоя. В этот момент поются тропари «Исаие ликуй…», «Святии мученицы…», «Слава Тебе, Христе Боже…». После этого священник снимает венцы. Отец Павел рассказал об интересном историческом факте. В древности новобрачные оставались с надетыми венцами в течение восьми дней после венчания. Все это время они пребывали в молитве и посте. По окончании восьми дней венцы снимали со священнической молитвой.

Священник читает завершающие молитвы и произносит отпуст. После этого супруги получают поздравления от всех присутствующих, кто разделил с ними радость создания новой семьи.

На нашей встрече было много молодых людей и девушек, тема создания семьи интересует многих. Ребята охотно задавали вопросы настоятелю храма, получали от него советы и наставления.

Для чего даются скорби и беды в семейной жизни?

В совместной жизни бывает всякое: страдания, обиды, недопонимания. Господь не оставляет, но и горечь семейной жизни дает вкусить. При этом люди научаются смирению. В семье человек меняется, меняет свой характер, отношение к жизни. Если он не хочет меняться, будет возникать больше конфликтов, на которые супруги могут терять много энергии. Отец Павел привел сравнение: муж и жена — словно два острых камня, которые положили в мешок. Они там трутся, бьются, и из этого должно что-то вырасти — либо камни обточатся и станут гладкими, овальными, либо прорвут мешок и вывалятся из него.

Жена жалуется на мужа: «Он мне не помогает!» Должен ли муж быть помощником жене?

«И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт. 2: 18). Жена — помощница мужу. Современный мир перевернул эти понятия, в наши дни муж становится помощником жены. В связи с этой подменой у мужчины отобрали обязанность быть главой семьи. Женщина сегодня стоит наравне с мужчиной. Жены стали мужеподобные, а мужья — женоподобные. Это неправильно. Семья должна строиться таким образом, как пишет апостол Павел: «…муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви» (Еф. 5: 23). Семью нужно строить по образу приходской общины, где муж — образ священника, жена — образ диакона, а дети — прихожане. В семье должно быть распределение обязанностей, которое устраивает обоих супругов. Например, если жена в декретном отпуске, муж может побольше потрудиться на работе, а вечером может помочь жене и в домашних делах.

Признается ли церковью зарегистрированное в гражданском органе бракосочетание?

Синод признает это честным браком, а не блудным сожительством. Однако не стоит стремиться пожить некоторое время в зарегистрированном, не венчанном браке. Желательно как можно скорее обвенчаться. Иначе получается, как с тем человеком, который, положив руки на плуг, оборачивается и думает: «А может подождать, отложить работу?». Взялся за гуж, не говори, что не дюж. Зарегистрированное в ЗАГСе бракосочетание сравнивается с предложением руки, а Таинство Брака — с предложением сердца. Невозможно, предлагая руку, не предложить и сердце.

Как решиться вступить в брак?

Дорогу осилит идущий. Надо идти и преодолевать трудности. Если хочешь вступить в брак, оставь позади все сомнения и двигайся вперед. Будущего супруга или супругу до конца узнать невозможно. Некоторые люди на этом ставят точку, тогда как нужно ставить запятую. То есть стоит постараться узнать о ней или о нем как можно больше до брака. Жених должен посмотреть на свою избранницу и понять, как она относится к родителям, друзьям, какое у нее окружение, как она справляется с домашними обязанностями. Хочешь о человеке знать больше, нужно с ним подружить примерно в течение одного года. А после определяться, вступать с ним в брак или нет. Иначе есть риск, что отношения могут перейти в затяжную дружбу или сожительство.

Сколько детей положено иметь в браке?

Одного ребенка воспитать намного сложнее, чем двоих или более. Когда у мамы один ребенок, он будет получать много внимания, будет все время висеть на ее юбке. Для гармоничного воспитания ребенка необходимо, чтобы в семье было как минимум двое детей.

Сколько раз человеку можно венчаться, заключать брак?

Органы ЗАГСа могут регистрировать до пяти браков. Церковь венчает до трех раз. Нужно понимать, что первый брак дается от Бога, второй — от людей, а третий — от сатаны. Если человек венчается повторно, Церковь венчает его уже другим чином. «Второй раз на венчании одни слезы, это уже не такое красивое и великое Таинство», — замечает отец Павел.

Могут ли венчаться люди, которые исповедуют разные религии?

Если будущие супруги исповедуют разные религии, им в Православной Церкви венчаться не разрешается.

Существует ли чин венчания для пожилых людей?

Такой чин существует с 2012 года. В нем не содержится благословение о чадородии, у мужа и жены не спрашивается о том, обещались ли они иному супругу.

Также существует особый чин благословения людей, долго живущих в браке.

Выражаем огромную благодарность настоятелю нашего храма отцу Павлу за столь содержательную, полезную и интересную беседу. До встречи в следующий раз.

Арсений Печкунов

Календарь



† Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68