По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Притчи о "Десяти девах" и "Талантах"

21 октября состоялась встреча молодежного клуба «Благовест», на которой ребята разбирали притчи из Евангелия о десяти девах (Мф. 25:1–13) и о талантах (Мф. 25:24–25). Прочитав вместе отрывки из Евангелия, участники встречи в совместном обсуждении пытались понять смысл и значение притч, опираясь на святоотеческие толкования.

Обе притчи содержатся в 25 главе Евангелия от Матфея, следуя одна за другой. Спаситель рассказал их своим ближайшим ученикам, апостолам, незадолго до своих Крестных Страданий. Слова из Евангелия обращены ко всем верующим христианам, ожидающим Второго Пришествия Спасителя.

Господь в беседах со своими учениками и народом часто рассказывал притчи, чтобы наиболее ясно передать смысл того, что Он хотел сказать. Притча – это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравоучение или духовный смысл.

Образ бракосочетания часто встречается на страницах Священного Писания и в Ветхом Завете. Во времена земной жизни Спасителя на Востоке брак высоко почитался, строго соблюдались традиции, сохранившиеся в некоторых странах до наших дней. К свадьбе на Востоке тщательно готовились: жених украшал свой дом и одевался в нарядные одежды, а невеста вместе с родителями и друзьями ждали жениха в назначенный день. Все очень хотели попасть на свадьбу и порадоваться за молодоженов. По традиции жених приходил в дом невесты ночью, поэтому встречать его полагалось с зажженными светильниками. Никто не знал, в какое время это произойдет. Ждать приходилось долго, поэтому многие дремали. А жених приходил внезапно — кто успевал проснуться и встретить его с горящим светильником, тот отправлялся вместе с женихом в его дом на брачный пир, кто медлил или оставался без горящего светильника, не мог попасть на брачный пир, оставаясь в горьком одиночестве.

Образ брака, согласно толкованию святых отцов, — это встреча с Господом, которая произойдет с каждым человеком после окончания его земной жизни или во время Второго Пришествия Иисуса Христа (когда все предстанут на Суде). Под образом десяти дев подразумеваются все верующие в Господа Иисуса Христа, а светильники в их руках — это дар христианской веры. Масло или елей в светильниках — плоды живой христианской веры (смирение, человеколюбие, милосердие, любовь). Без масла огонь в светильнике гаснет, т.е. вера слабеет или вовсе может стать мертвой. Господь ожидает от нас горящих светильников, наполненных маслом — живой верой, которая выражается в делах, чтобы мы могли войти к Нему на брачный пир в Царство Небесное.

По словам апостола Павла, добрые дела и христианские добродетели тогда только могут принести нам пользу, если будут выражением искренней любви ко Господу и ближнему. У кого не окажется достаточно добродетелей, тот не в состоянии будет попасть на праздник (как это произошло с неразумными девами). Они пренебрежительно и самонадеянно отнеслись к встрече с Женихом, поэтому остались за дверью. Скорбная участь неразумных дев предостерегает христианина от небрежения и хладности в духовной жизни. В притче о девах Христос показал, чего Он требует от нашего верующего сердца.


Толкование притчи преподобным Серафимом Саровским

"Ясно и убедительно объясняет притчу о десяти девах великий праведник преп. Серафим Саровский. Основная мысль преп. Серафима заключается в понимании цели христианской жизни, как «стяжания благодати Всесвятого Духа», которую он выразил в замечательной беседе с купцом Н. Мотовиловым.

«В притче о мудрых и юродивых девах, - говорит преп. Серафим своему собеседнику, - когда у юродивых не достало елея, сказано: «шедше купите на торжище». Но, когда они купили, двери в чертог брачный уже были затворены, и они не могли войти в него. Некоторые говорят, что недостаток елея у юродивых дев знаменует недостаток у них пожизненных добрых дел. Такое разумение не вполне правильное. Какой же у них недостаток в добрых делах, когда они, хоть юродивые, но все же девами называются? Ведь, девство наивысшая добродетель, как состояние равноангельское и могло бы служить заменой, само по себе, всех прочих добродетелей... Я, убогий Серафим, думаю, что у них именно благодати Всесвятого Духа Божия не доставало. Творя добродетель, девы эти, по духовному своему неразумию, полагали, что в том и дело лишь христианское, чтобы одни добродетели делать. Сделаем мы, де, добродетели и тем, де, и дело Божие сотворили, а до того, получена ли была ими благодать Духа Божия, достигли ли они ее, им и дела не было. Про такие-то образы жизни, опирающиеся лишь на одно творение добродетелей, без тщательного испытания, приносят ли они и сколько именно приносят, благодати Духа Божия, и говорится в отеческих книгах: «Иной есть путь. кажущийся благим в начале, но концы его - во дно адово».

Не всякое «доброе дело», по учению преп. Серафима, имеет духовную ценность, но ценны только те «добрые дела», которые совершаются во имя Христа. На самом деле, легко себе представить (и это часто бывает), что добрые дела совершают люди неверующие. Но про них апостол Павел сказал: «Если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор. 13: 3).

Далее, чтобы разъяснить свою мысль об истинном добре, преп. Серафим говорит: «Антоний Великий в письмах своих к монахам говорит про таких дев: «Многие монахи и девы не имеют никакого понятия о различиях в волях, действующих в человеке, и не ведают, что в нас действуют три воли: первая - воля Божия, всесовершенная и всеспасительная; вторая - собственная своя, человеческая, т.е., если не пагубная, то и не спасительная, а третья воля, вражеская, вполне пагубная. И вот эта-то, третья, вражеская воля и научает человека или не делать никаких добродетелей, или делать их из тщеславия, или для одного добра, а не ради Христа.

Вторая - собственная наша воля, научает нас делать все в услаждение нашим похотям, а то и как враг, научает творить добро ради добра, не обращая внимания на благодать, им приобретаемую. Первая же - воля Божия и всеспасительная - в том только и состоит, чтобы делать добро единственно лишь для стяжания Духа Святого, как сокровища вечного, неоскудеваемого и ничем вполне и достойно оцениться немогущего.

Оно-то, это стяжание Духа Святого, собственно и называется тем елеем, которого не доставало у юродивых дев... За то они и названы юродивыми, что забыли о необходимом плоде добродетели, о благодати Духа Святого, без которого и спасения никому нет и быть не может, ибо «Святым Духом всяка душа живится»... Вот это-то и есть тот елей в светильниках у мудрых дев, который мог светло и продолжительно гореть, и девы те с этими горящими светильниками могли дождаться и Жениха, пришедшего в полунощи, и войти с Ним в чертог радости. Юродивые же, видевшие, что угасают их светильники, хотя и пошли на торжище, да купят елея, но не успели возвратиться во время, ибо двери уже затворены».

Из притчи о десяти девах совершенно ясно следует, что оправданием человека как на частном суде (по смерти), так и на всеобщем Страшном Суде, послужит только его земная жизнь в Боге, по заветам Христа и, потому, созвучная Небесному Царству. Все же «формальные» христиане, живущие вне контакта с Богом и нерадеющие о своем спасении, готовят себе участь отверженных. «Никто не восходит на небо, живя прохладно», - учит преп. Исаак Сирии. Ни формальная вера, без жизни по заповедям Христа (Лк. 6: 46; Иак. 1: 22; Рим. 2: 13), ни пророчества именем Христа или многие чудеса, творимые Его Именем, как видно из слов Спасителя (Мф. 7: 21-23), недостаточны для наследования Царства Небесного. «Кто духа Христова не имеет, тот и не Его», - говорит ап. Павел (Рим. 8: 9) и таким естественно будет услышать слова Сына Божия: «Истинно говорю вам, не знаю вас» (Мф. 25: 12).


Притча о талантах

В притче о талантах Господь учит, как каждый истинно верующий в Него должен послужить Ему по своей воле, всей своей деятельностью.

Что означают таланты в притче?

Под образом талантов подразумеваются все бесчисленные дары, которые получает человек с рождения и в течение всей жизни: здоровье, воспитание, ум, материальные средства, способности физические и духовные. Каждому человеку от Бога даются таланты по его способностям. Например, кому-то пять, кому-то два, а кому-то дается один талант. И в ходе беседы возник вопрос: один талант — это мало? Для современников Христа один талант — это неимоверно дорогая денежная единица, слиток серебра, стоимость которого приравнивалась к заработку среднестатистического израильтянина за целую жизнь. Христианину после Святого Крещения дается бесценный талант — дар прощения грехов и благодать Божия, помогающая в борьбе со страстями и приближающая к Царству Небесному. При этом человек может постоянно обновлять в себе духовные силы через Таинства Покаяния и Евхаристии.

Из притчи мы узнаем о том, что господин раздает поручение своим рабам, вверяет им свое имение, таланты. Каждый раб в отсутствии хозяина мог действовать свободно, как бы он захотел. Так и произошло: честные, добросовестные рабы немедленно принялись за дело и преумножили вверенные им таланты, а один из рабов поступил иначе. Рабы, которые потрудились, с радостью и благодарностью встретили хозяина. Это указывает на то, что они понимали, что ничего не смогли бы приобрести без щедрого дара своего господина. Также смиренно смотрят и праведники на свои дела: «Не я, а благодать Божия сделала это». (1Кор. 15:10). «Мы – рабы, ничего не стоящие...».

Последний раб, вырыл яму и закопал свой талант. Под его образом подразумевается беспечный человек, который не потрудился над приумножением полученного дара. Да, он не расточил вверенного ему капитала, подобно неправедному домоправителю, не прожил всей своей части, подобно блудному сыну, не задолжал десять тысяч талантов, подобно немилосердному слуге, заимодавцу. Но он не исполнил воли своего господина и показал непростительную леность.

Может быть, если бы этому рабу дали больше талантов, он бы иначе распорядился со своим даром?

Как отметили участники встречи, исходя из истории и жизненного опыта понятно, что количество талантов зачастую существенно не влияет на успешность того или иного человека. Иными словами, получивший очень много, может проявить небрежение, леность и потеряет все. Имеющий мало благодаря проявленному усердию может приобрести с помощью Божией очень много.

Что нам мешает преумножать свои таланты?

Было мнение, что помимо лености, порой человеку не хватает смелости и решительности, чтобы развивать и преумножать таланты. Могут возникать вопросы: что, если у меня не получится или я потеряю приобретенное многими трудами? Если человек принимает такую мысль, то не будет развивать свой талант. Конечно, никто наперед не знает, получится ли у него предпринятое дело, сохранит ли он то, что приобрел? Но для верующего человека есть ответ: если трудиться ради Бога, посвящая время и силы для служения Богу и ближнему, то Господь ему обязательно поможет распорядиться полученными дарами наилучшим образом. Даже если будут скорби и потери, это будет на пользу, для спасения души.

Также нужно помнить, что не бывает людей без талантов. Каждый человек наделен даром Божиим, над которым он может потрудиться и прославить Давшего это приобретение.

Благодарим всех, кто пришел на встречу и поучаствовал в беседе. Обсуждение получилось очень живым и интересным. Надеемся, она окажется для всех нас и полезной.

До встречи в следующий раз.

Василий Герасимов

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68