В воскресенье 14 октября состоялась очередная встреча молодежного клуба «Благовест». В этот светлый праздник Покрова Пресвятой Богородицы, в этот чудный день, когда похолодало и выпал первый снег, ребята обсуждали тему о двух важнейших Таинствах в жизни каждого православного христианина – Таинства Исповеди и Таинства Соборования. Замечательный доклад для встречи подготовила участница нашего клуба Екатерина Герасимова.
В первой половине беседы речь шла об исповеди. Исповедь — это Таинство, в котором Господом прощаются грехи кающемуся человеку. Оно было установлено Самим Спасителем.
В Ветхом Завете покаяние выражалось лишь в очистительных обрядах и посте. Однако пророки возвысили понимание покаяния и говорили, что кроме внешних действий Господь ждет от человека «сердца сокрушенного и смиренного» (Пс. 50:17) и желание переменить свою жизнь в лучшую сторону. Стоящий на границе ветхозаветного и новозаветного времени святой Пророк Иоанн Креститель призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2).
В апостольские времена покаянная практика выражалась в основном в публичной исповеди, когда христианин каялся перед всем собравшимся народом на площади. Однако существовала и тайная исповедь священнослужителю. Позднее в V веке публичная исповедь была отменена. В начале IX века появился чин поновления. Христианин в своей исповеди опирался на определённые вопросы, подразделявшиеся на монашеские и мирские. В XVI в. на Руси появляются особые опросники, которые содержат вопросы для определённых групп населения: дети, девицы, вдовы и др.
В настоящее время совершается общая и индивидуальная исповедь. К исповеди призываются все православные христиане, достигшие 7-летнего возраста. Человек несёт ответственность только за свои личные грехи. Христианин должен исповедоваться только по своей воле, священнику запрещено принуждать человека к исповеди.
Почему так необходимо покаяние в нашей жизни?
Святой Исаак Сирин в «46-ом Слове подвижнических опытов» указывает, что мы все двадцать четыре часа в сутки нуждаемся в покаянии. В греческом языке слово μετάνοια («метанойя»), т.е. покаяние, означает «перемена ума». Ум — это сила души, направленная на познание Бога, а разум направлен на общение с внешним миром. После грехопадения ум человека потерял верность душе и прилепился к разуму. И теперь всё, что мы воспринимаем, зачастую переворачиваем с ног на голову, а когда каемся всё встаёт на свои места. Когда человек теряет желание покаяться, он попадает в дебри. Самое главное в покаянии, чтобы он изменил образ своих мыслей и образ своей жизни. Стремился жить по заповедям Божиим! Христианин, готовящийся к исповеди, должен быть настроен на исправление. Господь даст ему силы на борьбу с грехом.
Почему же нужно исповедоваться перед священником, а нельзя ограничиться только искренним душевным раскаянием перед самим Господом?
Митрополит Иларион (Алфеев), раскрывая этот вопрос, пишет: «Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех».
Таинство Исповеди по праву называется вторым Крещением, так как на исповеди человек также очищается от греха и начинает новую жизнь со Христом. Исповедь также называют церковной врачебницей. В Таинстве Исповеди исцеляются раны, нанесенные нашей душе грехом, человек получает вразумление для борьбы с ним. Во время Таинства Покаяния, как лекарство от греха, может даваться епитимия в виде определенного послушания, молитвенного подвига, воздержания на определенный срок (например, на одну неделю, 10 дней, месяц).
Какой грех не прощается на исповеди?
На исповеди Господом прощаются все грехи. Не прощаются лишь те, которые человек сознательно утаил. А те грехи, которые кающийся забыл упомянуть, Господь всегда простит при деятельном покаянии.
Как стараться больше не совершать те грехи, в которых ты покаялся на исповеди?
Апостол Павел указывает: «Живите одним днём!» В течение одного дня нужно следить за собой, чтобы не повторять прежних грехов. День прошел и, слава Богу! Со временем приобретается опыт в борьбе с грехом, что мы больше его не совершаем. Необходимо также сотворить достойный плод покаяния, как нам указывает Иоанн Предтеча в Евангелии от Матфея, и произрастить в своей душе райский сад, чтобы не дать возможности врагу вернуться к нам и посеять плевелы греха к нам в душу.
На второй половине встречи ребята побеседовали о Таинстве Соборования (Елеосвящения). Таинство Соборования - это священнодействие, в результате которого призывается благодать Божия, и исцеляются немощи душевные и телесные.
"Истоки чина Елеосвящения — в апостольской практике помазывать больных освященным елеем, совершая усиленную молитву о них. В ранней Церкви освящение елея обычно происходило во время Евхаристии. В рукописях древних редакций богослужебных книг сохранился целый ряд молитв над «елеем больных», освящаемым на литургии или вне ее. Нередко елей предписывалось освящать вместе с водой. Еще одним священнодействием, совершавшимся над болящими, было возложение рук епископа или священника (см. Мк. 16:18 «... возложат руки на больных, и они будут здоровы»; ср. Деян. 28:8). Существовало также множество отдельных молитв о больных — в том числе, предназначенных для чтения в той или иной конкретной болезни. Все эти элементы легли в основу чинопоследования Елеосвящения.
В византийских рукописях с X-XI вв. постепенно получает распространение развернутый чин, предполагающий совершение семи Божественных литургий — целую неделю подряд или же одновременно в нескольких храмах. На проскомидии этих литургий освящался елей, а в конце службы — совершалось помазание болящего. Впоследствии семь литургий были заменены семью помазаниями, предваряемыми — как на литургии — чтением Апостола и Евангелия с сугубой ектенией. Для семи помазаний были выбраны семь молитв, взятых из числа либо молитв о болящих и освящения елея для них, либо из чинов таинства Покаяния. Кроме того, при каждом помазании читалась имеющая древнее происхождение молитва «Отче святый, Врачу душ и телес...», а цикл всех помазаний увенчивало возложение на больного Евангелия. Этот чин предварялся вечерней и утреней, на которых вместо рядовых песнопений пелись особые — о болящем. В такой форме чин получил широкое распространение — в том числе, на Руси, где он с конца XIV века вытеснил собой более древнюю традицию, где Елеосвящение состояло лишь из одной-двух молитв над елеем, к которым могли присоединяться молитвы в той или иной болезни.
С XV века особые песнопения Елеосвящения отделились от специальных вечерни и утрени и образовали начальную часть чинопоследования, которое окончательно приобрело свой современный вид: 1) серия псалмов и песнопений о болящем; 2) молитва освящения елея; 3) цикл из семи помазаний с молитвой «Отче Святый...», предваряемых чтением Апостола и Евангелия (которые, как на литургии, обрамлены прокимном, аллилуиарием и сугубой ектенией) и очередной молитвой; 4) возложение Евангелия на голову больного, с чтением молитвы, и отпуст. При этом выбор конкретных молитв и чтений из Апостола и Евангелия был предметом постоянных изменений, вплоть до наступления эпохи печатных изданий.
Согласно церковной традиции, принимать Елеосвящение можно только один раз в течение одного заболевания. Более одного раза в одной и той же болезни Елеосвящение может быть преподано лишь в виде исключения — если та приняла особенно затяжной характер.
В пастырской практике встречаются случаи невозможности совершить над больным полный чин Елеосвящения — например, в условиях реанимационного отделения. В связи с этим Священный Синод благословляет совершение в таких случаях сокращенного чина Елеосвящения, в котором канон и прочие песнопения, некогда входившие в совершавшиеся отдельно вечерню и утреню о болящем, прочитываются священником заранее (или же опускаются), а цикл из семи помазаний, восходящих к практике совершения семи литургий, заменяется одним.
Поскольку существенной стороной Елеосвящения является отпущение грехов, при решении вопроса об участии в этом Таинстве детей следует руководствоваться теми же правилами, какие относятся к Таинству покаяния. В частности, Таинство Елеосвящения не должно преподаваться детям младше семилетнего возраста без особой необходимости.
Принимать общее Елеосвящение можно не более одного раза в год. Пастырям следует разъяснять пасомым, желающим поучаствовать сразу в нескольких Елеосвящениях подряд, что такое желание свидетельствует о непонимании содержания таинства и неверном отношении к нему".
О чинопоследовании Елеосвящения. Патриархия.Ру
К Таинству Елеосвящения не стоит относиться как к таблетке, необходим искренний покаянный настрой. Также перед Соборованием хорошо исповедаться и причаститься! Если человек искренне кается и обращается к Господу об исцелении душевных и телесных недугов, то в Таинстве Соборования Господь прощает грехи, которые человек сам в себе не может увидеть, тем самым исцеляясь от греха и, если это будет для него полезно, от болезни.
Куратор наших встреч, катехизатор храма, Дмитрий Овчинников напомнил нам о предрассудках, связанных с Соборованием. Например, когда священник соборует тяжело или смертельно больного человека, то со стороны родственников может сложиться мнение, будто мы отбираем у него последнюю надежду на жизнь. Но ведь Таинство Елеосвящения дано нам для исцеления недуга и никак не связано с проводами человека в мир иной. «Таким образом, мы пожинаем плоды своего неверия» - отмечает отец Димитрий.
В конце встречи ребята наметили план подготовки к предстоящему престольному празднику храма и в радостном, светлом настроении отправились домой. Спасибо Екатерине за столь интересный и содержательный рассказ. Благодарим всех, кто присутствовал.
Арсений Печкунов