Молодёжный клуб «Благовест» продолжил встречи с психологом Еленой Поляковой. 7 октября ребята разбирали тему психологии общения родителей и детей.
Лекция Елены Яковлевны была очень интересной и увлекательной, насыщенной яркими примерами из жизни, из собственной практики и произведений литературы и кинематографа.
Некоторые моменты встречи были особо трогательны и проникновенны, ведь тема взаимоотношений взрослых и детей тревожит сердца всех без исключения.
В первой части встречи поговорили об особенностях духовно одаренных детей и проблеме их воспитания. С какого возраста ребенок становится настоящим православным христианином?
Это спорный вопрос, на него нет точного ответа. Святитель Феофан Затворник считал, что в 7 лет. Современные психологи определяют этот возраст по-разному, даже в 40 лет! Однако отмечается, что ещё в раннем возрасте некоторые дети уже способны проявлять духовные дарования. Ребенок не может выразить свою веру в полной мере во младенчестве (т.е. до 7 лет) и в основном делает это неосознанно.
Похожий пример мы встречаем в житии святого преподобного Сергия Радонежского. Будучи ещё совсем юным отрок Варфоломей уже проявлял свои выдающиеся духовные способности. Очень примечательно, что наша встреча состоялась как раз накануне дня памяти этого величайшего подвижника земли Русской.
Бывают семьи атеистов, где дети никогда не слышали о Боге, но им присущи духовные дарования. Эти дарования проявляются в личностных особенностях ребёнка, в пространствах общения членов семьи, решении каких-либо не по-детски сложных задач. Такие дети просты в общении. Они отличаются особой искренностью. В подтверждение вспомним слова прп. Амвросия Оптинского: «Где просто, там ангелов со сто».
Несмотря на малые года, такие дети своей болью, заботой, искренностью скрепляют семьи, где много ссор, обид, скандалов, где родители, находятся на грани развода. Дети в данных ситуациях жертвуют своим здоровьем и часто заболевают после. Если взрослые понимают, что хотел донести ребёнок, то они изменят свое отношение к ситуации, станут добрее. Однако зачастую родители эгоистичны и жестоки по отношению к таким детям.
Елена Яковлевна отмечает, что в своей практике ей очень часто приходилось сталкиваться с подобными случаями: «С одной стороны, адекватная православная семья, они ходят на богослужения. С другой, происходит вот такое». Очень часто родители таких детей робеют перед ними, не знают, как общаться. Эти дети – заложники нашей духовной неразвитости. Как же все-таки строить отношения с духовно одаренными детьми?
В качестве примера можно вспомнить фильм «Двое и одна» (1988 г., реж. Э. Гаврилов). Сюжет этого фильма повествует нам историю одной маленькой девочки Ольги, ребенка с глубокими дарованиями. В раннем возрасте она лишается матери, отец девочки уезжает в другой город и занимается обустройством своей жизни. Ольгу воспитывает приёмный отец. Однако вскоре к ним приезжает её биологический отец. Двое мужчин сталкиваются лицом к лицу. Девочка со своим характером снимает все сложности в их отношениях и делает их чуть ли не родными людьми. Столько терпения, веры, уважения маленькая Оля проявляет в отношениях с родным отцом, старается ничем его не задеть. Она умеет деликатно подобрать нужные слова, но называет его не «папой», а «дядей». Двое мужчин, «отцов девочки», слушаются её, так как она им кажется немного взрослой. Очень светлый, добрый, трогательный и по-настоящему православный фильм.
Как воспитывать детей, у которых духовные дарования проявлены в меньшей степени? Родителям стоит больше рассказывать своим детям о вере. Важно, чтобы ребёнок, совместно с взрослыми, поработал с текстом Евангелия. Также в воспитании помогает русская сказка. Многие русские сказки открывают детям образы истинной духовной красоты, учат быть добрым и сострадательным. Например, «Сказка о Мертвой Царевне», «Сказка о золотом петушке», «Аленький цветочек» и др.
Внимательным родителям нужно быть соучастниками поэтического языка сказки. После прочтения следует обязательно побеседовать с ребенком: выяснить главную мысль, обозначить духовное или нравственное содержание, дать оценку тем или иным поступкам героя сказки, провести аналогии с реальной жизнью. Тогда ребенку будет интересно, он усвоит в полной мере тот урок, который преподает ему эта сказка. Сказка помогает обрести гармонию в душе ребенка.
Заключительная часть беседы была посвящена проблемам взаимоотношений подростков с их родителями. Был организован просмотр отрывка из документального фильма «Апостол любви. Митрополит Антоний Сурожский» (фильм 2-й, 2015 г.). Некий юноша рассказывает историю случайной встречи с митрополитом Антонием. Укрываясь от дождя, он случайно забежал в какой-то храм, где пахло фиалкой (православным ладаном). Увидев молодого человека в храме, Владыка Антоний идет ему на встречу и после короткого знакомства беседует. В разговоре Владыка был открыт и очень добр с мальчиком. По окончании беседы Владыка говорит, что был бы рад видеть его на богослужениях каждое воскресенье.
Встреча поразила юношу глубоко в сердце. Придя в следующее воскресенье на службу, он узнает о кончине Владыки Антония и горько плачет. Спустя много лет он помнит о. Антония и каждый раз обращается к нему в молитвах.
Этот случай должен быть примером родителям в том, как общаться с подростками. Отцу и матери нужно быть открытыми и искренними в отношениях с детьми, говорить на понятном для подростка языке. Часто взрослые не хотят этого делать, считают, что унизятся, потеряют авторитет перед своим чадом. Когда ребенок спрашивает родителей о чем-либо, они не могут найти нужных слов, теряются, отторгая тем самым ребенка. Необходимо снимать все подобные преграды во взаимоотношениях. Родители не должны быть правильными и бесстрастными в отношениях со своими детьми, нужно стараться больше общаться с ними, проводить время вместе.
На встрече присутствовал настоятель храма протоиерей Павел Плотников. Он напомнил замечательные слова Константина Дмитриевича Ушинского. Великий русский педагог говорил: «Если с одной стороны предложить детям уроки в школе со всякими полезными науками и предметами и преподавать их целый год, а с другой стороны – сходить с ними один раз в парк, на речку, в лес, понаблюдать за природой, то это даст им больше, чем все науки вместе взятые». Таким образом, взаимосвязь ребенка с природой, познание и видение ее красоты важны для гармоничного воспитания и духовного развития.
В завершении встречи Елена Яковлевна прочитала пронзительные четверостишия из стихотворений разных поэтов о святости материнства. Среди них были такие строки:
Скажите им, что, умирая, мать
Благословила их и любит, но ни слова,
Что я так мучилась… Зачем их огорчать!
Ну, доктор, а теперь начните — я готова!..
(Алексей Апухтин «Перед операцией»)
О, вера наших матерей,
Вовек не знающая меры,
Святая, трепетная вера
В нас, подрастающих детей…
(Виктор Коротаев «О, вера наших матерей»)
Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда — растрепалися косыньки, — Надо ребенка качать!
Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении, пой, терпеливая мать!..
(Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»)
Огромное спасибо Елене Яковлевне за уделенное время и интересную встречу. Надеемся, что в будущем встречи на тему православной психологии продолжатся.
Арсений Печкунов