В новой книге «Бог не оставит тебя», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря по материалам сайта Православие.ru, собраны беседы замечательного богослова, миссионера, проповедника архимандрита Андрея (Конаноса) о Божественной литургии и таинстве Евхаристии, о молитве, о семье и воспитании детей, о радости и скорби, о том, как искать Бога везде и во всем. С 2006 года архимандрит Андрей ведет передачу «Невидимые переходы» на радио Пирейской митрополии. Беседы полюбились слушателям и читателям разных стран — Греции, Кипра, Болгарии, США. Теперь с ними могут ознакомиться и наши соотечественники.
Архимандрит Андрей (Конанос) родился в 1970 году в Мюнхене, с 1977 года живет в Афинах. Окончил богословский факультет Афинского университета. В 2000 году рукоположен в иерея, позже был возведен в сан архимандрита.
***
Когда мы приступаем к Святому Причастию, думаю, это термометр нашей веры. Как-то мы говорили, что термометр нашей веры – это молитва, а сейчас я говорю: термометр – это взыграет ли наше сердце при взгляде на Причастие. Молитва – это любовь к Богу, и Святое Причастие – тоже любовь ко Господу, но оно еще и нечто гораздо более высокое, несравненно более высокое, ведь через Святое Причастие мы принимаем в себя Божественную силу. Говорят: «Да будет тебе Святое Причастие во здравие!» Да, конечно, но только мы принимаем в себя не что-то магическое, но Сам Господь входит в нас. Наше тело становится одним целым с Его телом, в наших венах течет Христова кровь, наше дыхание становится Его дыханием, и Его дыхание – это наше дыхание. Мы становимся одним целым с Ним. Христова жизнь становится нашей жизнью, и происходит нечто совершенно поразительное. В эту минуту мы жаждем причаститься Христа, и это цель Святой литургии. Она для того и служится – чтобы мы причастились. А те из нас, кто не причащается, давайте смотреть на причащающихся, и радоваться за них, и ревновать им. А кто не испытывает рвения, когда другие причащаются, это значит, что он не чувствует Святого Причастия, у него нет ощущения Причастия.
***
Когда на Святой литургии мы ощутим в душе радость, большую всякой другой радости, это значит, что начался «рассвет» нашей души в иной жизни: мы начинаем предвкушать, предчувствовать то, что будем чувствовать в вечности. Молю Бога, чтобы Он нас, плотских людей, погрязающих в суете и фальши мира сего, сделал способными полюбить вечное, неизменное и непреходящее.
***
Никто ни в чем перед нами не виноват. Виновато наше «я». А все остальные – хорошие. Если мы почувствуем это, тогда действительно будем очень счастливы и умиротворены. У мужа, который постоянно жалуется на жену, есть внутренняя проблема. Если ты ладишь с самим собой, то и жену свою будешь любить. У жены, которая постоянно ворчит и все вокруг ей чем-то виноваты, есть личная проблема, и поскольку она не может ее решить, то хочет изменить всё общество.
***
Ведь Бог поставил тебя служить для ребенка дома Его образцом. То есть первый отец, которого узнаёт ребенок, – это не Отец из молитвы «Отче наш», а ты. Первый отец для него – это его собственные отец и мать, с которыми он живет. Если он полюбит тебя, то и Бога полюбит. Потому что я начну говорить ему: «Бог добр, потому что Он наш Отец», – и он тут же, как только услышит слово «отец», подумает о своей семье.
***
Я еще не видел, чтобы какая-нибудь мать пришла ко мне и сказала: «Отче, поправь меня, пожалуйста!» – но зато то и дело просят: «Скажи моему сыну! Скажи дочери! Скажи моему мужу!» И муж туда же: «Скажи моей жене!» И никто не говорит: «Скажи мне, а где я поступаю нехорошо, чтобы мне измениться!» Поэтому мы и не меняемся. Если дети увидят это дома, то их жизнь будет замечательной. Есть такие семьи. Есть счастливые семьи, которые ничего особенного не делают, а живут хорошо и красиво. Отец возвращается с работы, дарит горячий поцелуй жене, она отвечает ему, любит его, они садятся и вместе ужинают, разговаривают.
***
Вот ложишься в больницу, где обычно кормят безвкусной и пресной едой. И там ты всё это ешь и ни звука не издаешь, не протестуешь. Дают всего пару блюд, которые ты можешь есть, и ты смиряешься. Но стоит Церкви сказать тебе что-нибудь, ты тут же заявляешь, что этого не хочешь. А ведь Церковь не нечто случайное – она Христос, поэтому от ее повелений человеку великая польза и великое благо.
***
Мы молимся, но в большинстве своем продолжаем оставаться расстроенными, взволнованными, унылыми, нервными, истеричными, ругаемся и ссоримся, – и это после молитвы. Как же такое объяснить? Ведь это очень странно – войти в храм, помолиться – и вместо того чтобы успокоиться, продолжать оставаться напряженным. Вопрос в том, а действительно ли мы молились? Может, мы вовсе и не молились? Может, мы просто произносили какие-то слова, не понимая их, как попугаи?
***
Не тревожься за своего ребенка. Он найдет свой путь. Ты живи своим счастьем, прояви его вовне, и это будет твоим самым большим вкладом в благо твоего ребенка. Не беспокойся, Бог защитит его и поможет ему достигнуть цели. Ведь каждый достигает чего-то в своей жизни. Сила нашей души огромна.
***
Очень важны слова преподобного старца Порфирия о том, что мрак не исчезает, когда ты говоришь о нем. Не говорите о мраке, а говорите о свете и не обсуждайте неприятных вещей дома. Чем больше ты их обсуждаешь, тем больше их умножаешь, чем больше говоришь о них, тем больше они увеличиваются. Говорите о свете, о хорошем, вложите добрые помыслы в ум свой, как говорил старец Паисий. Мрак не изгоняется мраком. Солнце восходит, и мрак исчезает сам по себе.
***
Ты веришь, что Бог тебя любит? Если веришь в это, ты самый счастливый и радостный человек на свете, и тебя не волнует, буду ли я с тобой говорить, улыбнусь или скорчу тебе мрачную физиономию. Мой Творец любит меня! Если люди меня любят – это хорошо. Если не любят – тоже хорошо. И пусть всё у них будет хорошо. Жизнь нуждается в «безумии», чтобы быть счастливой!
Спрашивайте книгу в библиотеке храма или в церковной лавке.
Андрей (Конанос), архим.
Бог не оставит тебя [Текст] : по материалам сайта Православие.ru / Андрей (Конанос), архим. - М. : Издательство Сретенского монастыря, 2018. - 415 с. - 341,00.
В эту книгу вошли еще ни разу не издававшиеся беседы архимандрита Андрея о таинстве Евхаристии, о молитве, о том, как сохранить семью, как обрести радость в скорби, о воспитании детей, о том, как искать Бога везде и во всем.