6 мая накануне Дня Победы встреча клуба «Благовест» была посвящена теме «Роль Православной Церкви в Великой Отечественной войне». Александр Авдеев и Анатолий Сало подготовили интересные доклады.
О судьбе Русской Православной Церкви в период ВОВ
С приходом советской власти в конце 1917 года начались гонения на Русскую Православную Церковь. Гонения приняли массовый и ожесточенный характер: расстреливали священников, закрывали храмы, священнослужителей судили, подозревая их в шпионаже, без обвинения отправляли в ссылку и репрессировали. В результате этих событий Церковь была почти обескровлена. К 1939 году на всей территории Советского Союза действовало лишь около ста храмов, не было ни одного монастыря, ни одного духовного учебного заведения, на свободе оставались всего четыре правящих архиерея.
22 июня 1941 года, в день Всех святых в земле Российской просиявших началась Великая Отечественная война. В первый день войны глава Православной Церкви Патриарший Местоблюститель Сергий обратился к пастырям и верующим со своим посланием. Он благословил всех православных на защиту Отечества.
Оттепель для Православной Церкви наступила в сентябре 1943 года, после того как Сталин принял трех митрополитов: Сергия (Страгородского), Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича). После этого состоялся Архиерейский Собор, где после единодушного голосования Патриархом Московским и всея Руси был избран Сергий (Страгородский). Впоследствии были открыты духовные учебные заведения, освобождены многие священнослужители, которые находились в тюрьмах и ссылках.
О великих молитвенниках в военный период
В эти годы иеросхимонах Серафим Вырицкий молился о спасении нашей страны и даровании победы.
В начале Великой Отечественной войны Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) находился в третьей ссылке. Он писал письма во все инстанции с просьбой предоставить ему возможность лечить раненых. По рассказам писателя Ю. Германа «в начале Великой Отечественной войны Сталин вызвал к себе академика Бурденко, главного хирурга Армии, и спросил, чем партия и правительство могут помочь фронтовым медикам. «Нам нужен Войно-Ясенецкий», — ответил Бурденко. И Сталин дал разрешение на возвращение профессора».
Сначала его назначили главным хирургом военного госпиталя в Красноярске. Этот город был самым дальним пунктом отправления тяжелораненых, и к моменту доставки раны часто были тяжело инфицированы. В госпитале военврач Войно-Ясенецкий работал в очень напряженном режиме. В операционной он проводил по десять-одиннадцать часов, выполнял сложнейшие и уникальные операции.
Проповеди духовенства, молитвы, сбор денежных средств — все это приближало наш народ к победе. На средства Церкви и верующих была построена колонна танков имени Дмитрия Донского и эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского.
О Божиих чудесах на войне
Стояла зима 1941 года. Немцы рвались к Москве. Наша страна находилась на грани катастрофы, была паника, страх. В самом начале войны Патриарх Антиохийский Александр III обратился с посланием к христианам всего мира о молитвенной и материальной помощи Земле Русской. Промыслом Божьим молитвенником был избран митрополит Гор Ливанских Илия из Антиохийского Патриархата. Он молился, и через трое суток в огненном столпе ему явилась Пресвятая Богородица и сказала, что для спасения должны быть открыты по всей стране храмы, монастыри, духовные семинарии и академии. Священники, возвращенные с фронтов и отпущенные из тюрем, должны начать служить. Город на Неве сдавать нельзя!
Митрополит Илия передал представителям Русской Православной Церкви все, что было определено Матерью Божьей. В тот период были открыты храмы, духовные семинарии, академии, Троице-Сергиева лавра и Киево-Печерская лавра, а также некоторые монастыри. Священники совершали службу и на оккупированной, и на освобожденной территориях. Служились молебны о даровании победы, ежедневно на богослужениях возносились молитвенные просьбы.
Миллионы верующих людей участвовали в сражениях, отдавали все свои силы на фронтах и в тылу, а Божья Матерь помогала им на протяжении всей войны. Именно православная вера формирует и сохраняет подлинный патриотизм.
Перед самым началом Великой Отечественной войны одному старцу Валаамского монастыря во время службы в храме были три явления. Он видел Божию Матерь, святого пророка Иоанна Крестителя, святителя Николая и сонм святых, которые молили Спасителя, чтобы Он не оставил Россию.
Матерь Божия стоит пред Сыном Своим и со слезами молит Его о спасении России. «Вспомни, Сын Мой, — говорит Она, — как Я стояла у Твоего Креста». И хотела встать на колени. «Не надо, — сказал Спаситель, — Я знаю, как Ты любишь Россию и ради слов Твоих не оставлю ее. Накажу, но сохраню».
4 ноября 1943 года в день празднования Казанской иконы Божьей Матери был освобожден Киев.
Победа!
Великая Отечественная война закончилась в Пасхальные дни. 6 мая 1945 года Пасха совпала с празднованием дня памяти святого великомученика Георгия Победоносца. Именно в этот день немцы прекратили сопротивление, и началась подготовка к официальному подписанию о безоговорочной капитуляции. Это была не только воинская, но и наша духовная победа.
8 мая, в день празднования в честь Иверской иконы Божией Матери (особо чтимой иконы в столице) капитуляцию Германии от имени Верховного Главнокомандующего принимал маршал Георгий Константинович Жуков.
Парад Победы прошел 24 июня, в день Святой Троицы.
В завершении встречи ребята спросили катехизатора храма во имя Михаила Архангела Дмитрия Овчинникова: «Считается ли грехом убийство людей на войне?». Он ответил, что если человек отстаивает свою землю, свою веру, свой дом, то он должен участвовать в войне. Есть война оборонительная, а есть война захватническая. Однако даже если война оборонительная, а в человеке есть садистские наклонности и он убивает с особой жестокостью, это уже будет грехом. Защищать свою Родину, обороняясь, не является грехом. «Грешно будет, если не защитишь», — подчеркнул о. Дмитрий.
Почему же гонимая Церковь не осталась в стороне от защиты Советской Родины? Потому что Русская Православная Церковь никогда не отделяла себя от народа, помогала всем, кто находился в сражениях и оккупации, силой жертвенной любви, мудростью Духа Святого.
Любовь Шигарова