По благословению Высокопреосвященнейшего Никодима, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Нехристианские религии: православный взгляд

15 апреля участники молодежного клуба «Благовест» пригласили на встречу преподавателя Новосибирского Свято-Макарьевского Православного Богословского Института Елену Викторовну Марусову. Елена Викторовна рассказала об основных мировых религиях с точки зрения христианского мировоззрения. 

В настоящее время в мире существует много религий, а также их классификаций. В типологии основных религий есть два понятия. Первое понятие – это Авраамические религии: иудаизм, христианство, ислам. Философы их называют теистическими религиями. Теистические религии – это религии, которые исповедуют единого Бога. А второе понятие – это мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Мировой религией является религия, которая получила распространение среди народов разных стран по всему миру. Религия означает «соединяю» - небо и землю, Бога и человека.

Елена Викторовна начала разговор о мировых религиях с буддизма. Основоположником буддизма был Сиддхарта Гаутама, известный как Будда. Родился он в 563 году до нашей эры в зажиточной семье царя на территории северной Индии. Родители при его рождении получили предсказание, что если мальчик увидит 3 знака – старость, болезнь и смерть, то он навсегда покинет царский дворец. Правитель не хотел терять наследника, поэтому оберегал своего сына от боли, страданий и окружил его роскошью. Гаутама Будда женился на принцессе, у них родился сын. Тяжелым потрясением для Сиддхартха стало то, что во время прогулки за пределами дворца он увидел старика, больного человека и похоронную процессию. Это так сильно повлияло на него, что в 29 лет он оставил семью, стал странствующим отшельником, а затем Буддой. Будда означает – просветленный.

Четыре истины Будды:

1. Жизнь есть страдание. Мы, христиане, согласны с этой истиной.

2. Причина страданий – чувства и эмоции человека, такие как страх, зависть, злоба, гнев и т.д. Уже здесь мы видим расхождение с христианством, а если, например, мы рассердились на свои грехи, или на врагов Бога, Отечества, то это же хорошо.

3. Для того чтобы избежать страданий надо избавиться от чувств, совсем их убрать.

Третья истина Будды показывает всю несостоятельность буддизма и расхождение с христианством. Люди, чтобы избавиться от страхов, соглашаются на йогу, медитацию. Они не замечают того важного момента, что восточная психопрактика направлена на подавление чувств. Здесь также наблюдается расхождение с христианством, с западной культурой, потому что мы понимаем, что в жизни должно быть общение, эмоции и чувства.

4. Для того чтобы стать Буддой, совершенным и просветленным, надо убрать чувства, встать на путь Будды и достичь нирваны. Нирвана – это когда человек не мыслит, не действует, не испытывает желаний.

И получается, что у этой религии цель прямо противоположна христианству. Это два противоположных направления. Христианство – от смерти к жизни, а в буддизме - это такое эстетизированное умирание до того момента, когда ты становишься на путь к Богу. Смерть – это лучшее в жизни, в этом глубоко уверен Будда. И совершенство Будды заключается в том, что он не живет.

Что есть добро, а что есть зло в буддизме? Добро с точки зрения буддизма это избежать страданий, а зло - это страдание. В православной религии величайшее благо – Господь, величайшая радость – любовь, а зло – это жизнь без Бога.

Буддистская этика – утилитарна – подчеркнула Елена Викторовна. Для Востока величайшей ценностью является эстетика, а не этика. Культурологи называют западную культуру этической, а восточную – эстетической. Западная культура – идеологическая, в центре стоит общение, потому что есть Бог, Бог есть личность, а личность есть жизнь в общении, а там где есть двое или трое, там возникает этика. А эстетика – это любование красотой мира. В буддизме мы видим уход от жизни, от боли, нет стремления к благу другого. Будда считал, что человек и его душа состоят из частей, которые в итоге распадаются. В буддизме присутствует очень сильный страх жить вечно, страх, что будет после смерти, желание быстрее рассеяться по космосу.

Главное в антропологии буддизма, что у человека нет «я». Я не боюсь смерти, потому что меня нет. Человек воспринимается как кажущаяся ценность, в первую очередь самому себе, и снимается проблема смерти.

Отечественная и западная психология ориентированы на восточные методы – медитацию, дыхательные упражнения, восточные единоборства. Если человек начинает заниматься конкретными психопрактиками, то личность меняется очень сильно, меняется внешний вид человека, глаза, появляется оттенок скорбного бесчувствия.

Чем полезно изучение других религий? – спросила ребят Елена Викторовна.

Изучение других религий укрепляет нас в Православной вере, дает понять, насколько Православная вера прекрасна и расширяет наш кругозор!

Третьей, наряду с буддизмом и христианством, мировой религией является ислам, или мусульманство, это самая поздняя по времени возникновения религия. Слово «ислам» с арабского языка означает покорность, а «мусульманин» – подчиняющий себя. Ислам зародился на Аравийском полуострове в VII веке нашей эры. Различные племена поклонялись божествам. Мекка – единое местопоклонение, где нельзя было убивать и оскорблять. В Мекке были язычники, иудейские общины и христиане, преимущественно еретики. Вот эти три источника, на основе которых и возник ислам.

Основатель ислама – Мухаммед. Родился Мухаммед в Мекке предположительно в 570 году нашей эры. Мальчик лишился обоих родителей, и с 6 лет воспитывался сначала дедом, а после его смерти – дядей Абу Талибом. Все родственники занимались караванной торговлей, с детства Мухаммед путешествовал по полуострову, видел представителей разных вер, получал навыки торговли, общения. Существенные изменения в его жизни произошли в возрасте 25 лет. Мухаммед женился на богатой вдове, которая была старше его на 15 лет. Этот брак считают благотворением Аллаха. Супруга поддерживала Мухаммеда, когда его стали посещать откровения, была его сподвижницей. Она оставалась любимой и единственной его женой до самой ее смерти.

С 40 лет Мухаммед стал уединяться. Однажды ему приснился сон, он увидел Ангела Откровения Джабраила. Ангел схватил Мухаммеда, стал душить его книгой и повелел: «Читай!» Напуганный человек произнес: «Я не могу читать». Мухаммед действительно не умел ни читать, ни писать. Это было первое откровение. Жена была первой, кто поверил Мухаммеду. Она отправилась к своему дяде, знатоку Библии. Выслушав рассказ, он узнал в Мухаммеде долгожданного пророка, описанного в Библии, а также Ангела Откровения, который являлся к нему. Мухаммед продолжал получать Откровения, то есть слышал тексты, запоминал их, а его сподвижники записывали их на кусках овечьей шкуры, широких костях и камнях… Эти тексты и легли в основу Священной Книги Коран.

Коран – есть запись тех текстов, которые услышал в уединении Мухаммед. Если говорить о достоверности Корана, то со слуха записывать зыбко, всем известно, что слуховые вещи наиболее обманчивы. Обращаясь к Евангелию, мы знаем, что Господь позволил Фоме вложить в раны его персты, чтобы Фома удостоверился. Мухаммед не умел ни писать, ни читать, он не мог проверить, что за ним записывали, отсюда трудно судить о степени достоверности. Коран состоит из 114 сур (глав), которые в свою очередь делятся на аяты (стихи). В Коране все напутано, все поверхностно.

Один из участников клуба задал Елене Викторовне вопрос: «Почему такое распространение получил ислам?»

«На самом деле люди любят инструкции, а ислам очень простая система ориентации, делай так, и не делай эдак», - ответила гостья и ведущая беседы.

Что объединяет ислам и иудаизм? В исламе у мусульман нет церкви, а мечеть – это место для молитвы. В иудаизме храм отсутствует. У иудеев Бог не является Троицей, в исламе нет образа Божия. Идея подобия открывает и предполагает возможность общения в христианстве. В исламе нет Богообщения, есть идея справедливости и наказания, Бог потом будет наказывать и судить людей. Раз в исламе нет Богообщения, то и нет Боговоплощения. Мусульмане считают, что Дух Святой – это и есть Мухаммед. В исламе есть идея о предопределении, считается, что человек еще не родился, весь его жизненный путь, все поступки Богом предопределены. Тогда зачем человеку совершенствоваться? Как же Бог будет судить человека, если все Богом предопределено? В христианстве же мы стараемся стать пригодными для Царствия Божия.

В христианстве ценится достоинство человека, человек – это образ Божий. А в исламе считается, что Аллах продолжает творить множество миров и отсюда веет такой тоской и одиночеством, что наш мир заброшен среди многочисленных других миров, где обитают какие-то существа. Богу не нужен человек, так как он играет другими мирами, и человек не может почувствовать свое достоинство.

В исламе, иудаизме нет идеи грехопадения. Идея, что человек поврежден грехами, в полной мере выражена только в православии.

В завершении встречи Елена Викторовна ответила на вопросы. Участники встречи задавали интересные вопросы:

- Что есть добро и зло в исламе?

- В исламе вопрос добра и зла не рассматривается. Добром является то, что говорит Аллах, а сам Аллах считается выше добра и зла, потому что добро или зло соответственно будут ограничивать Бога. Эта идея индуистская. Индуисты презирают христиан, особенно православных. Они говорят, что вы цените добро, а зло для вас - это обратная сторона медали. Наш мир шире, мы почитаем добро и зло. Что требует Аллах от человека - это добро, но не исключена возможность, что сегодня Аллах считает так, а завтра он изменит свое мнение на противоположное, - говорят мусульмане. И тогда добро и зло поменяются местами.

- Как нам христианам взаимодействовать с мусульманами?

- Положительные моменты ислама нам надо знать и говорить о них с мусульманами. Должно быть уважительное отношение к ним, к их культуре. У нас есть общее со всеми народами в духовном плане – тема добродетели.

Благодарим Елену Викторовну за уделенное нам время, за интересную и познавательную беседу. Спасибо всем ребятам, которые приняли участие в разговоре!

Любовь Шигарова

Календарь



† Русская Православная Церковь­
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68