1 апреля, в день празднования Входа Господня в Иерусалим, участники молодежного клуба «Благовест» встретились, чтобы поговорить о Великих днях Страстной седмицы.
Катехизатор храма Дмитрий Овчинников начал беседу с обсуждения Лазаревой субботы, которая завершает Святую Четыредесятницу. Он рассказал о том, что в этот день Церковь вспоминает чудо воскрешения праведного Лазаря. Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Христос любил Лазаря и считал Своим другом. Однажды Лазарь тяжело заболел. Христос, получив известие о болезни друга, в Вифанию пошел не сразу. Лазарь умер. Прошло четыре дня со дня его смерти. Господь пришел к пещере, велел отвалить камень и сказал: «Лазарь, гряди вон!» (Ин. 11: 43). После молитвы Христа из пещеры вышел Лазарь, обвитый погребальными пеленами. Иисус велел развязать его. Увидев это чудо, многие люди уверовали в то, что Христос Сын Божий. Лазарь после своего воскрешения прожил еще 30 лет. Он стал епископом на Кипре, где проповедовал христианство.
Почему Господь допустил смерть и четырехдневное пребывание Лазаря в гробу? Если бы Лазарь умер, и Господь его сразу воскресил, то фарисеи и книжники не поверили бы. Иисус Христос воскресил Лазаря, чтобы показать людям возможность всеобщего воскресения в день Страшного Суда. После этого чуда произошло разделение между иудеями на тех, кто уверовал, и тех, кто решил убить Христа. Именно после воскрешения Лазаря первосвященники и фарисеи приняли окончательное решение убить Иисуса.
На следующий день после воскрешения праведного Лазаря Господь входит в Иерусалим, и жители встречают Спасителя словами: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф. 21: 9). Протоиерей Павел Плотников продолжив беседу, задал участникам клуба вопрос: «Почему праздник Вход Господень в Иерусалим — это грустный праздник?» Спаситель входит в Страстную седмицу через Иерусалим. Всех пророков когда-то убили в этом городе, и Господу придется идти в Иерусалим, чтобы там пострадать. Мы знаем, что после этого праздника наступает Страстная седмица, последняя неделя перед Пасхой. Она посвящена воспоминанию последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий, крестной смерти и погребения. Слово «страсть» в переводе с церковнославянского языка означает «страдание».
Все дни Страстной седмицы называются Великими: Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д. В Великий Понедельник Церковь вспоминает событие из Нового Завета: проклятие бесплодной смоковницы. Господь пошел в Иерусалим и по дороге увидел смоковницу, и пожелал вкусить от нее плодов. «Ничего не найдя на ней, кроме одних листьев, говорит ей: да не будет же впредь от тебя плода вовек. И смоковница тотчас засохла» (Мф. 21: 19). Это чудо для каждого человека должно иметь важное значение. Господь ждет от нас плодов. Человек должен быть всегда готов к встрече с Богом, поскольку эта встреча может состояться в любой момент. Душа, не приносящая духовного плода, может быть сравнима с бесплодной смоковницей.
Также в Великий Понедельник в Церкви звучит воспоминание о ветхозаветном праведнике Иосифе Прекрасном. Он претерпел много страданий за то, что жил по Божиим заповедям. Родные братья заключили его в темницу, а затем продали в рабство. Однако Господь спасал Своего угодника. Когда Иосиф стал советником фараона, то спас своих братьев и отца от голодной смерти. «Какие подобия со Христом у Иосифа?» — спросил ребят отец Павел. Когда Иосиф был в рабстве в Египте, жена хозяина соблазнилась его красотой, и он смог противостоять искушению соблазна. Это напоминает сорокадневное пребывание Христа в пустыне, где дьявол искушал Спасителя. Иосиф прославился и дал спасение своему роду, своей семье. Это служит прообразом того, что Иисус Христос спас род человеческий.
Далее отец Дмитрий рассказал евангельскую притчу о десяти девах, которую Церковь предлагает нам в назидание в Великий Вторник. Десять дев ждали своего Жениха. Пять дев были мудрыми, а пять — юродивыми. (Мудрость и юродство мы трактуем в духовном смысле). У пятерых дев был елей, чтобы заправлять лампадки, а другие пять дев елея в запасе не оставили. «И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут.
А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе.
Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф. 25: 5-12). Каков смысл этой притчи? Елей является символом милости не только Божией, но и нашей — это символ милости к людям и сотворения им добра, символ стремления жить по заповедям Божиим и борьбы со своими страстями. Елей — добродетель. Если у нас нет добродетельной жизни, то мы уподобляемся юродивым девам. Существует реальная опасность, что когда Господь призовет всех на Страшный Суд, то мы придем туда с яйцами, вербами, куличами и с пустым гнилым сердцем. «То есть добродетельной жизни нет, есть только внешняя сторона», — заметил отец Дмитрий.
«Сегодня праздник Вход Господень в Иерусалим. Весь интернет пестрит поздравлениями с Вербным воскресеньем. В таких поздравлениях в центре не Христос, а верба. Если же мы поздравляем с праздником Входа Господня в Иерусалим, то в центре — Христос. Христос вошел в Иерусалим», — подчеркнул батюшка.
Отец Павел напомнил о событиях Великой Среды: о предательстве Иуды и помазании Иисуса Христа миром.
«Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин. 12: 3-8). Любовь Марии, возлившей на Господа драгоценное миро, противопоставляется сребролюбию Иуды. Во время богослужений в Великий Четверг вспоминают одно из важных евангельских событий Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос омыл ноги своим ученикам, показав пример братской любви и смирения. На Тайной Вечери Спаситель установил Таинство Евхаристии (или причащения). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6: 53-54).
Почему Великий Четверг называют еще Чистым? Отец Павел сказал, что Господь через Святую Евхаристию делает нас чистыми. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26: 26-28). В Гефсиманском саду Господь молился до кровавого пота «говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет» (Лк. 22: 42). В это время в сад пришел Иуда с толпой людей. Это были воины и служители, посланные первосвященниками и фарисеями схватить Иисуса. Иуда договорился с ними: «Кого я поцелую, Тот и есть, возьмите Его. И, тотчас подойдя к Иисусу, сказал: радуйся, Равви! И поцеловал Его.» (Мф. 26: 48). «Иисус же сказал ему: Иуда! целованием ли предаешь Сына Человеческого?» (Лк. 22: 48). «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребреники в храме, он вышел, пошел и удавился» (Мф. 27: 3-5).
Великая Пятница посвящена воспоминаниям об осуждении на смерть, крестным страданиям и смерти Христа, снятию Его с Креста и погребению. Книжники и фарисеи знали, что Господь не виновен, но ими владела зависть к Нему, точнее к Его славе и авторитету среди людей. Самодовольство, злоба и гордыня делали их духовно-слепыми. Вместо того, чтобы признать во Христе Мессию и Сына Божия, они Его возненавидели.
«Но первосвященники и старейшины возбудили народ просить Варавву, а Иисуса погубить. Тогда правитель спросил их: кого из двух хотите, чтобы я отпустил вам? Они сказали: Варавву. Пилат говорит им: что же я сделаю Иисусу, называемому Христом? Говорят ему все: да будет распят. Правитель сказал: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее кричали: да будет распят» (Мф. 27: 15-23).
Господа распяли. Распятие — это ужасная, медленная, мучительная смерть. Христос умер за наши грехи, был погребен. И Он воскрес на третий день.
В завершении встречи отец Дмитрий подвел итог, вновь пояснив смысл Страстной седмицы: «Сегодня праздник Входа Господня в Иерусалим. Если мы не вошли вместе со Христом в Иерусалим, остались вне, то мы подобны бесплодной смоковнице. Если мы принесли плод — со Христом вошли, то мы и в Великий Понедельник, и в Великий Вторник будем со Христом. В Великую Среду будем видеть Христа и предательство Иуды. В Великий Четверг будем присутствовать вместе с апостолами на Тайной Вечере. Для человеческой души нет временных преград. Затем в Великую Пятницу вместе со Христом пойдем на суд и на Голгофу. Если этого не случится с каждым из нас, мы окажемся просто зрителями и бесплодной смоковницей».
Любовь Шигарова