В воскресенье, 25 марта, состоялась встреча участников клуба «Благовест» на тему «Святость в Православной Церкви». К предстоящему обсуждению ребята подготовили небольшие сообщения.
Согласно учению Православной Церкви выделяется три вида святости:
- абсолютная святость Бога (по природе);
- святы все христиане (по учению апостолов);
- канонизация (причтение к лику святых Церковью).
После принятия крещения и таинства миропомазания христиане получают благодать Духа Святого, всю полноту, необходимую для спасения, и поэтому они святы. Но чтобы эта благодать раскрылась и действовала в нас, необходимы с нашей стороны усилия, борьба с грехом, изменение себя. Среди христиан есть те, кто все свои усилия и волю посвятили раскрытию в себе этой благодати. Их мы называем святыми. Какие же критерии святости и пути к ней?
Если бы новокрещенный человек в начале своего духовного пути поставил себе цель стать святым, наверняка у него это бы не получилось. Святость — это не безгрешность и отсутствие недостатков. У святых, которых мы сегодня прославляем, во время земной жизни не было цели стать святыми, они хотели лишь всей душой жить по Евангелию и быть с Богом. Эта устремленность и решимость и делала их святыми. При этом чем ближе они приближались к Богу, тем больше видели себя грешными, сознавали свои немощи и видели благодать Божию, исцеляющую и преображающую их.
Как известно, в Православной Церкви есть много разных ликов святых: равноапостольные, мученики, святители, преподобные, бессребреники, праведные, исповедники, благоверные и др. Все они прославились своим стремлением к Богу, но у каждого был свой путь. Одним из святых подвижников, жившим относительно недавно, был святой праведный Феодор Томский. Существует много свидетельств о том, что это был бывший император Александр I. Феодор имел подвиг странничества, вел жизнь строгую, аскетическую, много молился. К нему обращались люди за советом и молитвой.
Еще одним примером святости для нас является образ святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Она выбрала путь самоотверженного служения Господу через ближнего. Святая Елисавета создала Марфо-Мариинскую обитель милосердия, где неустанно трудились крестовые сестры любви и милосердия.
Образцом святости и покаяния является для нас подвиг преподобной Марии Египетской. Благодаря действию благодати Божией через путь покаяния святая отказалась от жизни ветхого человека и достигла равноангельской высоты. Будучи неграмотной, никогда не слышавшей Священного Писания, она познавала слова и тайны Божии, которые Господь открывал в ее сердце. Житие преподобной Марии и покаянный канон Андрея Критского из года в год читается на четвертой неделе Великого поста.
Многие люди после крещения в начале своего христианского пути чувствуют особую близость и благодать Божию. Но потом Господь по Промыслу Своему уже не дает благодати в той мере, которая была прежде. Христианин, вспоминая о ней, плачет, потому что лишился ее (как Адам и Ева вспоминали о потерянном рае). На этом этапе от человека требуются верность Богу, подвиг и постоянная работа над собой. Примером для нас может послужить житие старца схиархимандрита Серафима Глинского (Романцова) (1885–1976). В юности он получил особую благодать Божию, но почти в течение всей своей жизни ее не ощущал. Отцу Серафиму пришлось стать свидетелем периода гонений на Церковь. Он много подвизался, трудился духовно и служил людям в Глинской пустыни. Лишь перед смертью старец получил возможность снова ощутить в сильной степени благодать Божию.
Подводя итоги встречи, ребята пришли к выводу, что святость — это стремление к Богу, и путей для этого много. Чтобы стать ближе к Богу, нужно стараться быть внимательным как к себе, так и к окружающим людям. Таким образом, возможно мы найдем свой путь к святости.
Василий Герасимов