В прошлое воскресение, 18 марта, в молодежном клубе состоялась очередная встреча, посвященная теме спасения души с точки зрения Православной Церкви. Доклад на эту тему подготовил Антон Шелудченков.
В Евангелии и Посланиях святых апостолов можно встретить много прямых указаний на то, как можно спастись. В основе спасения — вера в Господа нашего Иисуса Христа и исполнение Божиих заповедей. Авторитетным источником для доклада Антона послужила работа протоиерея Бориса Пивоварова «Учение о спасении (2-я часть)», где кратко изложен вопрос о спасении согласно святоотеческим писаниям. Антон рассказал о нескольких добродетелях, которые необходимы для спасения души.
Во-первых, это вера и надежда. Образцом этих добродетелей для нас является праведный Симеон Богоприимец. Он много лет по открытому ему откровению ожидал встречи с Господом. Человек в преклонных годах испытывает многочисленные физические и душевные немощи. В частности, круг общения пожилого человека сильно ограничен, ему трудно понять окружающих, он одинок. Несмотря на это старец Симеон искренне верил и с большой надеждой ждал совершения обетования. Его жизнь была наполнена Богом, поэтому ему значительно легче было переносить трудности.
Следующей важной добродетелью для спасения души является страх Божий. Существует три вида страха согласно трактовке преподобного Аввы Дорофея. Первый страх — когда человек исполняет заповеди из страха наказания, второй — из-за награды, третий — совершенный, когда человек исполняет волю Божию единственно из любви к Богу. Эти виды страха являются ступеньками в духовной жизни, и христианин проходит их в соответствии своему духовному устроению.
Фундаментом, на котором основано спасение человека, является покаяние. Святые подвижники всегда старались иметь сердце сокрушенное и смиренное. Иногда следствием искреннего покаяния является плач. Человек может плакать из-за переживания чувств, скорбей, даже из-за гордости, но такой плач не будет спасительным. Покаянный плач совершается, если человек сознает свои немощи и желает исправиться. Такое состояние приблизит человека к очищению от грехов и страстей.
В дополнение у святых отцов можно еще найти описание спасительных добродетелей. Для примера, Антон предложил несколько цитат из труда архиепископа Сергия (Страгородского) «Православное учение о спасении» (1898 г.). По мнению автора книги, это была первая попытка осмысления и подробного научного изложения опыта Православной Церкви о спасении души. Существенной, важной частью книги архиепископа Сергия является сравнительный анализ православного учения с учением католического и протестантского богословия. В католичестве за основу принимается юридический подход, где главными являются собственные заслуги, за которые человек получает спасение. В результате этого возникают различные искажения в духовной жизни. В протестантстве наоборот, человек уже является спасенным Христом и никаких усилий от него не требуется. Верным и спасительным путем, по мнению архиепископа Сергия, является опыт святых отцов Православной Церкви: человек спасается Христом при условии постоянной деятельной христианской жизни.
Антон Шелудченков, Василий Герасимов