По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

О Кресте Христовом

В Крестопоклонное воскресенье, 11 марта, иеромонах Платон (Флах) побеседовал с участниками молодежного клуба «Благовест» о Кресте Христовом.

Разговор состоял из трех частей:

· о кресте как о предмете;

· Крест в жизни Спасителя;

· крест в нашей жизни.

Спор о том, какой крест правильный, восьмиконечный или четырехконечный, вели православные и старообрядцы. В защиту четырехконечного креста выступил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Он посвятил этой теме свой труд «О Кресте Христовом». В разговоре на встрече иеромонах Платон взял за основу эту книгу.

«В Книге Бытия прообраз победоносного креста Святые отцы находили, в трехсотном числе домочадцев Авраама (318), с которыми он вышел против людей, пленивших Лота, и победил их, так как это число пишется через древнееврейскую и греческую литеру т, имеющую сходство с формою креста четвероконечного» [от ред. О Кресте Христовом Иоанн Кронштадтский, праведный].

В Книге Исход находим следующие прообразы четвероконечного креста:

· крестообразное пресечение моря жезлом Моисея;

· распростертые руки молящегося на горе Моисея;

· расположение полков израильских в пустыне в форме креста.

В Книге Чисел также есть фрагменты с описанием прообразов четвероконечного креста:

· «совершенное Моисеем ударение жезлом в камень, источивший вследствие этого воду жаждавшему в пустыне народу Израильскому (...) Севериан Габальский в четвертом слове о кресте говорит: «Ударил Моисей в камень дважды. (…..) сделано два удара для того, чтобы предначертать образ креста» [от ред. О Кресте Христовом Иоанн Кронштадтский, праведный];

· медный змий, повешенный Моисеем в пустыне на знамени.

В Книге Судей четвероконечный крест прообразовал Самсон. Он обхватил обеими руками столпы в филистимском храме.

Таким образом, в Ветхом Завете можно найти много прообразований четвероконечного святого Креста.

В Риме для преступников была самая жестокая и мучительная казнь на кресте. Преступник сам должен был нести свой крест до места казни, подвергаясь насмешкам и побоям. Затем крест вкапывали в землю, а потом пригвождали к нему преступника. С распинаемого снимали всю одежду. Погребение распятых преступников не предполагалось, лишь иногда родственникам позволялось погребать их.

Сравнивая эти обстоятельства крестной казни преступников с евангельской историей о распятии Спасителя, видно, что почти все из них повторились и над Господом нашим Иисусом Христом.

У римлян встречаются кресты трех видов:

· крест трехконечный (наподобие буквы Т),

· крест буквой Х (Андреевский крест),

· четырехконечный.

Именно на четырехконечном кресте был распят Иисус Христос.

В то время в Риме иногда прибивали дощечки с именами разбойников. Бывало, что сам инквизитор объявлял имена.

Для распинаемых на кресте ставили подножие. Возможно, для того, чтобы оно служило либо подпоркой для ног (чтобы ткани ладоней не прорвались, и человек не смог сбежать), либо для облегчения участи преступника, что маловероятно, по мнению иеромонаха Платона. Крест Христов был без подножия.

Крест у римлян носил презрительное имя «несчастного древа». В основном, он изготовлялся из «презренных», диких, колючих пород деревьев. На одном из этих дерев пострадал и Спаситель Наш.

Почему Господь пошел на крест? Это случилось по предведению Божию — решение об этом было принято еще перед сотворением человека на Предвечном Совете Пресвятой Троицы. Адам и Ева согрешили, совершили первородный грех, и Бог это предвидел заранее. По словам о. Платона, Бог мог простить их, опять восстановить единство и общение с Собой. Однако Он этого не сделал, потому что это не было бы им на пользу, они бы ничего не поняли.

Господь совершил подвиг страданий согласно духовному закону, установленному им еще при сотворении человека. В образе человека Он первым исполнил этот закон — это закон Любви, неотъемлемым свойством которого является духовная свобода человека. Грех порождает смерть, страдания, и исцеление от греха происходит через страдание. Например, человек заболел, и процесс выздоровления неотъемлемо связан со страданиями.

Своими собственными подвигами и страданиями человеку невозможно было преодолеть последствия первородного греха. Через смерть и Воскресение, Христос уничтожил эту непреодолимую пропасть между Богом и человеком, победил смерть. Крест, на котором страдал и умер Господь наш Иисус Христос, для всех христиан является символом не только страданий, проявлением жертвенной любви Спасителя во искупление грехов и спасение рода человеческого, но и является символом победы, Воскресения и торжества Господа нашего Иисуса Христа.

Господь воспринял человеческую природу, воплотился, дал людям совершенный образец человеческой святости, следования воле Божией и её исполнения.

Какое отношение имеет Крест Христов к нам? У нас есть духовно-нравственная сфера — исполнять заповеди. Господь обновил наше естество. Бог был безгрешен и взял наши грехи. Сила Креста начинает действовать в нас, когда мы ведем христианскую жизнь, начинаем жить по закону Христову, добровольно неся свой жизненный крест. Тогда Крест Христов становится для нас спасительным.

Суть воцерковления в том, чтобы войти в образ Христа, жизнь Христа, подражание Христу. Необходимо принимать участие в Таинстве покаяния и Святой Евхаристии. Сила Таинств действует в нашей жизни. Это действие Промысла Божьего на верующих. Благодать Божия сообщается человеку, преображая, обновляя его природу и личность. Происходит обновление природное и духовно-нравственное, соединение личностного с природным.

В заключении о. Платон подчеркнул, что степень воцерковления зависит от нашего отношения к скорбям и страданиям. Скорбные обстоятельства, посылаемые нам Промыслом Божиим, нужно принимать с благодарностью. Все проходят путем крестным, это духовный закон. Как в земной жизни и спасительном деле Господа Иисуса Христа, так и в жизни каждого христианина все дается через борьбу, страдания, смерть и воскресение.

Любовь Шигарова, Василий Герасимов

Календарь



† Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68