По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Покаяние как преображение

11 февраля прошла традиционная встреча молодежного клуба «Благовест» на тему «Образ покаяния в Ветхом и Новом Заветах». На данную тему подготовил очень интересный доклад участник встреч Максим Поляков.

Тема покаяния в православной Церкви является ключевой и особенно связана с Великим постом как временем усиленной духовной работы над собой. Сначала на встрече участники клуба вспомнили, что перед постом установлены три подготовительные Недели: Неделя о мытаре и фарисее, Неделя о блудном сыне, Неделя о Страшном суде. Это период духовной подготовки к Великому посту. Во время поста на богослужениях читается много отрывков из Нового и Ветхого Заветов о крещении. Это сложилось исторически, так как в ранние века христианства люди готовились к крещению целый год, особенно во время Великого поста. Само крещение обычно проходило либо в Великую Субботу перед Пасхой, либо на Пасхальной седмице.

Таинство крещения по Новому Завету может быть совершено только один раз, после чего человек должен все силы свои направлять на изменение себя и борьбу со страстями. Однако человек слаб и не сразу может перемениться, он может не раз совершать ошибки на своем жизненном пути, поэтому в апостольских посланиях для христиан появляется такая форма покаяния как исповедь, призванная помочь человеку на пути изменения себя.

Существует два основных значения слова «покаяние». Первое — (от греч. метанойя) «перемена ума», «переосмысление», второе — «поворот, возвращение к прежнему правильному состоянию», то есть обращение собственного я от греха к Богу.

Главное в покаянии — не внешнее действо или ритуал (хотя это тоже необходимо), а внутреннее искреннее изменение, преображение человека. Например, в Ветхом Завете есть описание о том, что люди приносили жертвы, постились, посыпали голову пеплом, а в Новозаветной Церкви внешней формой покаяния является исповедь.

Тогда встает вопрос: в чем разница смысла покаяния, к которому призывал Иоанн Креститель и Господь Иисус Христос? Иоанн Креститель видел в покаянии приготовление к праведному Суду Божию, который ждет каждого человека. Спаситель также упоминал о Суде, но важнее все же милосердие Бога по отношению к своему созданию, о котором Господь постоянно говорит через Святое Евангелие. Например, в притчах о мытаре и фарисее и о блудном сыне присутствует явное указание на бесконечное милосердие Божие, при котором даже самый отчаянный грешник может измениться, и будет прощен и наследует Царствие Небесное.

Прощеное воскресение — последнее воскресение перед Великим постом. Этот день имеет еще одно название — «Изгнание Адама из рая». Это название подводит итог всему подготовительному периоду к посту. «Человек был создан для жизни в раю, для того, чтобы знать Бога и общаться с Ним. Грех лишил человека этой блаженной жизни, и существование его на земле стало изгнанием. Христос, Спаситель мира, отворяет двери рая всякому, кто идёт за Ним, и Церковь, показывая нам красоту Его Царства, превращает нашу жизнь в паломничество к небесному отечеству».* Итак, в начале поста мы уподобляемся Адаму, изгнанному из рая. Правильный пост постепенно освобождает нас от порабощения греху, от плена этого мира.

Далее ребята зачитали, разобрали и обсудили несколько отрывков из книги «Пастырь Ермы» — книги мужей апостольских. Она написана в форме наставлений и поучений. Все участники встречи были под большим впечатлением от прочитанного. В одном из поучений был затронут вопрос: сколько раз можно каяться в каком-либо грехе? После обсуждения участники пришли к выводу, что «частое покаяние в одном грехе пагубно для души». Формальная исповедь без внутреннего изменения может быть более губительной, чем сам грех. Катехизатор Дмитрий Овчинников в комментарии зачитал отрывок поучения святителя Иоанна Златоуста. Смысл отрывка заключается в следующем: при отсутствии изменений в человеке никакие таинства Церкви не будут приносить пользу, а могут только еще сильнее отдалить человека от Бога.

__________
*Источник: Протопресвитер Александр Шмеман «Великий пост». М., 1999
http://www.pravmir.ru/stat-content/sc_printer_2728.html
 

Василий Герасимов, Любовь Шигарова

Календарь



† Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68