23 января отмечается день памяти святителя Феофана, Затворника Вышенского. Находясь на различных церковно-административных должностях, святитель Феофан всегда с большим вниманием относился к вопросам воспитания, основывал духовные училища, церковные библиотеки, всячески поощрял произнесение проповедей. Ему принадлежат слова о высокой цели воспитания и образования: «Воспитание из всех святых дел – самое святое… Надобно так расположить дух учеников, чтобы у них не погасло убеждение, что главное у нас дело есть Богоугождение, а научность есть придаточное качество, случайность, годная только на время настоящей жизни…».
Время затвора явилось самым плодотворным этапом его деятельности как духовного писателя и богослова. На Выше были написаны известные нравоучительные, истолковательные и переводные творения святителя. Одним из важнейших творений святителя являются труды по изъяснения Слова Божия, которые стали значительным вкладом в русскую библеистику: толкование Посланий апостола Павла, толкования на 33-й, 118-й псалом, толкование Шестопсалмия.
В период затвора были подготовлены основные переводные сочинения: «Добротолюбие», «Невидимая брань», «Древние иноческие уставы» и др.
За эти труды все духовные академии Русской Православной Церкви и Берлинское братство избрали святителя Феофана своим почетным членом, а Петербургская присвоила ему в 1890 года звание доктора богословия.
Кроме научных занятий, святитель в затворе вел обширную переписку. Ежедневно ему приходило от двадцати до сорока писем, на которые он сам писал подробные ответы. Святитель чутко улавливал духовные потребности адресата, обстоятельно разъяснял все вопросы и недоумения.
Живо реагировал на события, которые происходили в церковной и общественной жизни, обсуждал вопросы перевода Библии на современный русский язык, события Русско-турецкой войны 1877–1878 годов и др.
В последние годы святитель готовился принять схиму и сам сшил схимническое облачение. Но Господь судил иначе. Святитель Феофан почил после Божественной литургии на праздник Богоявления Господня 6/19 января 1894 года.
Сейчас мощи святителя Феофана, которым приезжает поклониться все больше и больше паломников, находятся в Казанском соборе Успенского Вышенского монастыря.
Людям часто очень сложно по достоинству оценить своего современника. Должно пройти время, чтобы можно было рассмотреть его жизнь и труды в контексте истории. И лишь только о некоторых людях с уверенностью говорят, что они навсегда останутся в памяти потомков. Именно таким человеком был святитель Феофан, о котором в одном из некрологов было написано:
"Вышенская пустынь, куда удалился на покой преосвященный Феофан, сделалась источником высокого духовного просвещения – просвещения, которое неизмеримо выше того, какое дается высшими школами, потому что это просвещение исходило не только от ученого ума, но и от глубоко чувствующего сердца. Из этой пустыни, где смолк живой голос Феофана, по всей России стали распространяться книги и письма, в которых говорила сама духовная мудрость и любовь, говорила от глубины духовно просвещенного ума и от чистоты истинно христианского сердца".
В одном из писем святитель Феофан писал: «Кому страшна смерть? Тому, у кого она отнимает всё и провожает на тот свет ни с чем. Кто же успел запастись нетленным богатством, того надежда утешает в час исхода».
Память о святителе сохранялась и в советские годы. Поэтому не случайно, что на Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию крещения Руси, который проходил в 1988 году в Троице-Сергиевой лавре, святитель Феофан был канонизирован. И теперь мы обращаемся к Вышенскому подвижнику как к великому святому, имеющему особое предстательство у Престола Божиего: «Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, Вышенский подвижниче, святителю Феофане богомудре, писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси и всем верным путь ко спасению указал еси, моли Христа Бога спастися душам нашим».
Спрашивайте книги святителя Феофана в церковной лавке и библиотеке храма.
Подготовлено по материалам сайта Православие.Ру