По благословению Высокопреосвященнейшего Тихона, митрополита Новосибирского и Бердского
Официальный сайт прихода

Поиск по сайту

Быть или не быть электронному звонарю

Технический прогресс в наше время шагает уже шире, чем семимильными шагами. Но всегда ли это благо? Нам уже давно обещают музыку и живописные полотна, созданные компьютером, но что-то эти шедевры явно не дотягивают до работ художников и композиторов. Теперь вот электронный звонарь…

Как известно, колокольный звон – это молитва в звуке, с него начинается служба. Когда-то было так, что, если литургия начиналась, допустим, в девять часов, то в девять начинался звон. А теперь – «звон к литургии» (т.е. заблаговременно, не как начало, а как вступление).

Звонарь создаёт общий молитвенный настрой, вкладывая в него свою душу и свою молитву. Автомат молиться не может! Не случайно во все времена храмы с хорошими звонарями лучше посещались.

В середине ХХ века проводились исследования воздействия звукозаписи на человека, позволившие сделать вывод, что самая качественная запись по своему воздействию не может сравниться с живым звучанием, и пойти на концерт не одно и то же, что послушать выдающегося исполнителя в воспроизведении на качественном носителе. Мой собственный слуховой опыт это подтверждает.

Но здесь светская музыка. В Церкви же всё должно быть ещё более тонко продумано. Да, современный уровень репродуцирования позволяет в каждом храме иметь копии икон преподобного Андрея Рублёва. Но, слава Богу, каждый приход стремится заказать или написать свои иконы. При соблюдении всех канонов каждый храм неповторим как снаружи, так и изнутри. Иконописец ведь тоже вкладывает в своё дело собственную молитву и душу. И, слава Богу, служит наш родной батюшка, а не «лицо с экрана»!

Многие настоятели объясняют установку в своём приходе электронного звонаря отсутствием такового в человеческом облике, холодом на колокольне и пр. Но как-то раньше звонили и в непогоду с Божьей помощью. Когда мы организовали Школу звонарей, то в первую зиму дружно болели вплоть до воспаления легких, потом ничего, привыкли, научились соответственно одеваться.

Нехватка кадров объясняется в первую очередь отсутствием их материального обеспечения. Вот и звонят они раз в неделю в воскресенье, так как вынуждены работать. Еще болезни, командировки и т.д. Приходится в храме иметь несколько звонарей. Так, может, организовать оплату «за выход» как в хоре? А старший звонарь составляет график, осуществляет при необходимости замены дежурного звонаря.

По степени дороговизны в некоторых приходах (особенно отдалённых) электронный звонарь еще менее выгоден, чем настоящий, потому что все поломки требуют вызова мастера, которому надо еще и командировку оформлять.

Есть храмы, где электронный звонарь используется в крайнем случае, когда совсем некому звонить, но «ставка делается» на «живой звон». Это можно понять. Сразу восстановить утраченную культуру и искусство звона невозможно. Было бы желание и стремление.

Братцы! Неужели мы отдадим эту часть богослужения предприимчивым дельцам и ловкачам? Так можно дожить и до того, что службу будем не стоять, а «сидеть» перед телевизором даже не будучи немощными.


Л.Д. Благовещенская,

кандидат искусствоведения, музыковед-кампанолог

Новости Митрополии / Епархиальных печатные СМИ ⁄ Статьи

Календарь



† Русская Православная Церковь
Новосибирская митрополия
Храм во имя Михаила Архангела
630088, г. Новосибирск
ул. Большевистская, 229
тел. +7 (383) 280 41 68